"Семь песен о Боге" от Бориса Гребенщикова
Синодальный хор Московской патриархии, Патриарший хор храма Христа Спасителя и Российский национальный оркестр в Большом зале Московской консерватории впервые исполнили «Семь песен о Боге». За основу оратории композитор Андрей Микита взял баллады известного российского рок-музыканта Бориса Гребенщикова. Необычное произведение оценили корреспонденты «Новостей культуры».
В русской рок-музыке Борис Гребенщиков всегда отвечал за духовность, и хотя духовные его поиски простирались далеко за пределы христианства, сегодня ораторию на его стихи исполняют духовные хоры.
Песня Гребенщикова «Серебро Господа моего» вариация на тему 11-го Псалма Царя Давида. Чтобы ее исполнить на сцене Большого зала Московской консерватории собрались Российский национальный оркестр, Патриарший хор Храма Христа Спасителя, и Московский синодальный хор.
«Меня ничто не связывает с синодальным хором, как это, – говорит Борис Гребенщиков. – Мне казалось, они духовную музыку должны исполнять».
Но видимо, песни Бориса Гребенщикова уже сочтены духовными.
«Очень душевные песни, – признается певица Наира Асатрян. – Музыку, слова запоминаешь, ходишь потом – поешь. После первой оркестровой операции не могла заснуть – звучала во мне эта музыка».
Андрей Микита начал с трактовки одной из них на манер знаменного распева и увлекся. Нашел у БГ целых семь песен о Боге, хватило на ораторию.
«Мелодика в них очень естественная от знаменного распева, в ней есть корневые элементы русской культуры», – считает Андрей Микита.
Самые экзотичные участники проекта специалисты по византийскому распеву – Афонский хор «Филафоните».
«В Москву с горы Афон мы приехали впервые с благословения Митрополита, – рассказывает регент Афонского хора «Филафоните» Йоаннес Лиакос. – И с оркестром мы поем впервые, это очень своеобразный опыт».
Отец Михаил Токатлидис – единственный священник в этом хоре – пришел в него до того, как сан принял. И считает – здесь он Богу служит не меньше, чем в церкви.
«Музыка объединяет людей, убеждает в реальности духовного опыта, который в переводе не нуждается, – убежден Михаил Токатлидис. – Музыка – наш способ общаться и восхвалять Бога».
Афонский хор выступил перед исполнением оратории «Семь песен о Боге». Первое отделение показало, что такое хорошо сохраненная древняя вокальная традиция.
Новости культуры