26 ноября 2012, 18:32 26 ноября 2012, 19:32 26 ноября 2012, 20:32 26 ноября 2012, 21:32 26 ноября 2012, 22:32 26 ноября 2012, 23:32 27 ноября 2012, 00:32 27 ноября 2012, 01:32 27 ноября 2012, 02:32 27 ноября 2012, 03:32 27 ноября 2012, 04:32

Сергей Параджанов глазами Александра Кайдановского

  • Сергей Параджанов глазами Александра Кайдановского
  • Картинка
    Сергей Параджанов глазами Александра Кайдановского
  • Сергей Параджанов глазами Александра Кайдановского
Пропавший, а затем найденный и отреставрированный. Единственный документальный фильм Александра Кайдановского "Маэстро" о Сергее Параджанове впервые показан в столице.

Музей кино представил премьеру – фильм "Маэстро". Это картина Александра  Кайдановского, которого зрители знают в основном как актера, сыгравшего свои знаменитые роли у Тарковского и Михалкова. И лишь немногим известно, что Кайдановский был также сценаристом и режиссером. "Маэстро" – это его единственный документальный фильм. Пленка была найдена в 2010 году, отреставрирована и вот, наконец, дошла до зрителя. Рассказывают "Новости культуры".

В главной роли – Параджанов, автор сценария и режиссер – Кайдановский. Директор Музея кино Наум Клейман перед премьерой признается: если в этом зале кто-то еще не верит в чудо, то сейчас он это чудо увидит. 50 минут, которые 20 лет считались утерянными.

Параджанов за год до смерти у себя дома, в Тбилиси. Ходит из комнаты в комнату, перебирает четки и то ли честно отвечает на вопросы, то ли играет с Кайдановским в игру. 

Слава Степанян спустя почти четверть века после съемок в "Ашик-Керибе" пришел, чтобы увидеть учителя и режиссера на пленке, следы которой сам долго искал. Помнит те самые три дня в 1989 году, когда Кайдановский приехал в Тбилиси брать интервью.

"Этот человек абсолютно без звука, в тишине начал творить мистику. Параджанов впервые у себя дома чувствовал себя гостем. Он просто: "Сергей Иосифович, вы не вмешивайтесь". Почему? Потому что выстраивал интерьер, композицию, коллажи делал, а Параджанова это очень злило, когда кто-то коллажи делал, кто-то к живописи притрагивался", – вспоминает художественный руководитель и главный режиссер Московского армянского театра Слава Степанян.

Кайдановский много работал со светом и цветом, понимая, что это значит для человека, снявшего "Цвет граната". После каждого ответа следует долгая пауза. Кайдановский вновь искал композицию, менял интерьеры. В кадре – картины и самого Параджанова и антикварные вещи. Когда Кайдановский спросит, в чем секрет его фильмов, той особой фактуры, Сергей Параджанов посмотрит вокруг, скажет: "Это то, что называется вкусом". Он был воспитан в доме отца-антиквара.

"Делаю, как чувствую, делаю, как воспитан. Я воспитан в среде моего отцовского дома. Пришел во ВГИК, встретился с удивительными мастерами – с Довженко, Савченко – и выразил себя", – отвечает Параджанов.

Александр Кайдановский в роли журналиста, берущего интервью. Спрашивает то, что, кажется, интересно ему самому как режиссеру. Как Параджанов выбирает актеров, почему у него много непрофессиональных. Говорят о Тарковском – фигуре, особой для обоих. Параджанов вспоминает свои запрещенные фильмы, целые десятилетия между картинами. Иногда не понятно, о чем он говорит серьезно, а что просто выдумывает. На этой пленке мастер все так же верен себе. 

"Тут на самом деле более трогательные ответы, чем сами вопросы. Тот образ, который создает Параджанов, та мистификация, такая отстранненость от собственного творчества... Колоссально интересно за этим наблюдать. Понятно, что в какой-то степени он играет и создает миф о себе. Таким образом, я думаю, что это единственная картина, которая этот миф о Параджанове зафикисровала", – отмечает режиссер реставрации Лев Наумов.

Фильм о Параджанове Кайдановский задумал на Роттердамском кинофестивале. Его директором в то время был знаменитый Марко Мюллер, который потом возглавил фестиваль в Венеции, а теперь – в Риме. Благодаря ему во многом эта идея и осуществилась. Но формально фильм снят по заказу Рижского видеоцентра, найден в архивах Рижского кинофестиваля "Арсенал" в состоянии, близком к руинам. Его отреставрировали, но расслышать все невозможно – здесь много черновой фонограммы. И для реставраторов все еще остается открытым вопрос: это рабочая версия, или Кайдановский был вынужден закончить ее именно так?

Новости культуры

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация