Политехнический музей отмечает 140-летие
В этом году главному национальному музею истории науки и техники, знаменитому Политехническому, исполняется 140 лет. На протяжении всех лет музей знакомил своих посетителей с достижениями человеческой мысли. Причем, не только, технической. На знаменитых чтениях в Политехе выступали Маяковский и Северянин, Ахмадуллина и Вознесенский. Как только завершатся юбилейные мероприятия музей закроется на масштабную реконструкцию – чтобы вскоре пережить второе рождение. Рассказывают «Новости культуры».
12 декабря – вход в Политехнический бесплатный. Еще в зимние каникулы можно посетить знаменитую экспозицию. Потом – ее начнут перевозить, и к апрелю весь музей закроется на реконструкцию. Фасады лишь подреставрируют, а вот внутри все изменится колоссально.
«В музее около ста лестниц разного уровня, – рассказывает директор Политехнического музея Борис Салтыков. – Совершенно нет приспособлений для людей-инвалидов. Один лифт только грузовой – это совершенно недопустимо для сегодняшнего дня. В советский период много было понастроено клетушек, перегородок, административных помещений – все это будет приводиться к первоначальному виду. А первоначальный – это галерея, когда можно пройти с юга на север по всему музею».
Фонды и уникальную библиотеку переместят в другие помещения музея – уже подготавливают один из павильонов ВВЦ и часть помещений АЗЛК. Так в обновленном здании на Новой площади будет больше пространства для коммуникации и образовательных программ.
«Держать в центре Москвы фондохранилище в семи минутах ходьбы от Кремля – это дорогое удовольствие, – поясняет советник генерального директора Политехнического музея по выставочной деятельности Наталья Сергиевская. – И, конечно, музей должен больше площадей именно в центре города отдавать публике, эти пространства должны быть посвящены работе с посетителями, а не просто хранению».
Команда, взявшаяся за развитие Политеха, уже сегодня пытается привлечь сюда новые технологии и заинтересовать молодую публику. Новая выставка – рассматривает интернет-пространство как мифологическое поле, особую часть современной культуры с художественной точки зрения.
Художник Саша Фролова изобрела телепатор – механизм, подключающий наше сознание к единому информационному полю Земли, подобному интернету.
«Это тоже информационное поле, в котором хранится и содержится огромное количество информации, – рассказывает Саша Фролова. – И возможно в будущем интернет-технологии приведут к тому, что эти информационные среды можно будет соединить».
До весны 2013 года перемены не затронут Большую аудиторию – где до сих пор читают лекции и несколько месяцев работает «Политеатр» под руководством Эдуарда Боякова.
«Удивительно спроектированная аудитория, – отмечает режиссер Эдуард Бояков. – Цветаева писала о ней как о “поэт, который выходит на эту сцену – это человек, который входит в клетку к тиграм”. Потому что вот эти зрители – это когда заполняется аудитория – такое ощущение, что этот угол, балкон, он становится еще острее. И действительно, находясь на месте лектора, на месте центрального поэта ощущение, что ты вот так вот. Они нависают над тобой – зрители, и так же нависает память о тех, кто выступал на этой сцене».
Королей поэзии Северянина и Маяковского сменяли дерзкие и свободные шестидесятники, Таганка собирала аншлаги, и публика рукоплескала бардам. Эта сцена – словно рентген, на ней невозможно сфальшивить – признаются те, кто однажды не нее выходил.
«И мне хотелось бы продолжать общение в этой аудитории с совсем юным поколением, – говорит композитор Сергей Никитин. – Здесь уже проводилось несколько Никитинских встреч для детей и родителей. Мне кажется, это важнейшая тема – мне кажется это важно приобщать совсем маленьких к высоким образцам мысли, духа, культуры, поэзии, музыки».
Нынешний спектакль – в стихах, прозе, музыке и реальных фактах напоминает богатейшую историю Политехнического. Которую старшее поколение боится потерять.
«Речь о воздухе в этих стенах, сейчас будет реконструкция, и этого уже не будет, – сожалеет народный артист России Вениамин Смехов. – Надо запомнить хорошенько».
Стосорокалетие – это начало пути, считают сегодня в Политехническом. В планах – современный музейно-образовательный центр, созданный с учетом лучших просветительских центров и технических музеев мира.
Новости культуры