27 апреля 2006, 13:04 27 апреля 2006, 14:04 27 апреля 2006, 15:04 27 апреля 2006, 16:04 27 апреля 2006, 17:04 27 апреля 2006, 18:04 27 апреля 2006, 19:04 27 апреля 2006, 20:04 27 апреля 2006, 21:04 27 апреля 2006, 22:04 27 апреля 2006, 23:04

Выставка "Время перемен"

... открывается 27 апреля в корпусе Бенуа Государственного Русского музея. является первым масштабным показом советского искусства 1960–1985 годов и первой попыткой продемонстрировать зрителю многообразие искусства этого периода в Советском Союзе. Экспозиция впервые объединила две противостоявших друг другу стороны в изобразительном искусстве 1960–1985 годов. Ее цель рассказать о том, что создавали художники в период между падением сталинской диктатуры и всего советского режима.
27 апреля в корпусе Бенуа Государственного Русского музея открывается выставка "Время перемен", организованная при участии Фонда культуры "Екатерина". Выставка "Время перемен" является первым масштабным показом советского искусства 1960–1985 годов и первой попыткой продемонстрировать зрителю многообразие искусства этого периода в Советском Союзе. Экспозиция впервые объединила две противостоявших друг другу стороны в изобразительном искусстве 1960–1985 годов. Ее цель рассказать о том, что создавали художники в период между падением сталинской диктатуры и всего советского режима.

"Временем перемен" называли когда-то период "хрущевской оттепели" и начало горбачевской перестройки. Объединяет их одно: мир искусства наполнялся свежим воздухом и свежими идеями, новые веяния просачивались сквозь бреши в цензуре.

К концу оттепели арт-мир в Советском Союзе условно разделился надвое – искусство официальное (признанное, обласканное, выставляемое) и неофициальное (андеграунд, нон-конформизм).

В официальном искусстве периода хрущевской "оттепели" зародилось новое направление - "Суровый стиль". Произведения "сурового стиля" были, с одной стороны, своеобразной реакцией на помпезные или, напротив, елейно-умилительные работы прежних лет, с другой, их создание было связано со стремлением авторов сказать о жизненных реалиях откровенно, прямо, порою жестко. Это выражалось сообразно с особенностями авторского мироощущения. Но при всей индивидуальности решений произведениям "сурового стиля" были присущи и общие черты. В "суровом стиле" использовались различные плодотворные традиции — от политического плаката 1920-х годов и Второй мировой войны, энергии живописной конструкции русского "Бубнового валета", планетарных композиций Кузьмы Петрова-Водкина с их иконной интонацией и философской значительностью - до постепенного обращения к наследию русского авангарда.

В советские времена собрать коллекцию неофициального искусства было для музея практически невозможно. Власти осуждали директора Русского музея Василия Пушкарева за его симпатии к "группе одиннадцати", с которой историки сегодня ассоциируют представление о "левом ЛОСХ" (Завен Аршакуни, Валерий Ватенин, Герман Егошин, Константин Симун, Виталий Тюленев, Леонид Ткаченко, Виктор Тетерин, Валентина Антипова, Ярослав Крестовский и другие). По инициативе Пушкарева в конце 1960-х — 1970-е годы в музей поступили произведения художников "левого крыла" МОСХ — Виктора Иванова, Гелия Коржева, Ефрема Зверькова, Виктора Попкова, Николая Андронова, Эдуарда Браговского, Дмитрия Жилинского, Андрея Гончарова, Екатерины Григорьевой, Павла Никонова, Александра и Петра Смолиных. Нередко, вопреки указаниям Министерства культуры, работы этих художников демонстрировались в постоянной экспозиции советского искусства. Лишь в конце 1970-х годов возникает ситуация, которая давала несколько большую свободу выбора. Спустя еще 10 лет музей осуществил первую закупку произведений "левых" художников, однако восполнить тем самым недостающие страницы истории нашей культуры в полной мере, естественно, так и не удалось. Художники-диссиденты или просто художники с ярко выраженной индивидуальностью вызвали в свое время огромный интерес у коллекционеров на Западе и немногих энтузиастов и коллекционеров-оригиналов в России, что компенсировало ограниченные возможности музея.

В состав выставки вошли типичные произведения 1960-1985 годов из собрания Русского музея, а также фондов, частных коллекций и художников. Экспозиция представляет зрителям несколько пластов изобразительного искусства, существовавших в одно время, но определявших разные мировоззрения советских людей в период перед перестройкой.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация