14 октября 2005, 19:25 14 октября 2005, 20:25 14 октября 2005, 21:25 14 октября 2005, 22:25 14 октября 2005, 23:25 15 октября 2005, 00:25 15 октября 2005, 01:25 15 октября 2005, 02:25 15 октября 2005, 03:25 15 октября 2005, 04:25 15 октября 2005, 05:25

Подлинные "автографы" "людей 19 октября"

"Учи меня, води моей рукой…вот краски, кисть, и лира". Строка из Пушкина стала названием экспозиции рисунков первых выпускников Императорского Царскосельского лицея. Московские зрители теперь могут увидеть подлинные "автографы" "людей 19 октября", как они себя называли. Напомним, что именно 19 октября 1811-го года открылся Императорский Царскосельский лицей, воспитавший и Александра Сергеевича, и многих других выдающихся деятелей России. Работы впервые покинули Санкт-Петербург.
"Учи меня, води моей рукой…вот краски, кисть, и лира". Строка из Пушкина стала названием экспозиции рисунков первых выпускников Императорского Царскосельского лицея. Московские зрители теперь могут увидеть подлинные "автографы" "людей 19 октября", как они себя называли, в музее Пушкина на Пречистенке. Напомним, что именно 19 октября 1811-го года открылся Императорский Царскосельский лицей, воспитавший и Александра Сергеевича, и многих других выдающихся деятелей России. С работами, которые впервые покинули Санкт-Петербург, одной из первых в Москве познакомилась корреспондент "Новостей культуры".

Дети рисуют яблоко. В музее Пушкина дети учатся рисовать яблоко – один из самых простых предметов, которые юным дарованиям предлагают воспроизвести на бумаге в первом классе художественной школы. Возможно, двести лет назад педагог по рисованию Сергей Гаврилович Чириков тоже предложил яблоко лицеистам на первом своем уроке. А может – решил сразу начать с гипсовых моделей. История об этом умалчивает. Известно, что наставник с аттестатом "художника" со шпагой" был учтив, ко всем обращался по имени-отчеству, любил поэзию и сочинял сам. В классе на своих уроках, которым отводился час с 14 до 15 почти каждый день, он, следуя академической традиции, предлагал ученикам копировать гравюры, эстампы, иллюстрации, народные картинки. Представленные на этой выставке "Птичка" Константина Данзаса, "Мельница" Ивана Пущина, "Скачущая лошадь" Модеста Корфа – характерные для этого копировального периода работы. Постепенно технические задачи усложнялись – пример, портрет Нарышкина, скопированный лицеистом Владимиром Вольховским с работы Ухтомского.

Известно, что из первого лицейского класса художником никто не стал, но это, в общем-то, и не входило в задачу обучения в Лицее. Рисование было неотъемлемой частью воспитания образованного человека. Об этом говорят семейные альбомы тех лет, представленные на выставке. В них вместе со стихами и пожеланиями непременно заносились шаржи, рисунки, карикатуры, пейзажи.

Но лицейских рисунков Пушкина на этой выставке, увы, нет. Все рукописи поэта, в том числе и рисунки, хранятся в Пушкинском доме, и никогда не выставляются.

Сергей Никитин, директор Всероссийского музея А.С.Пушкина (Санкт-Петербург): "Мы привезли на архивной бумаге выполненные копии, так как пушкинские рисунки и рукописи не транспортабельны".

В 2011 году Императорский Царскосельский лицей будет отмечать 200-летие. Уже сегодня разработана большая программа, где запланировано многое – выставки, конференции, научные и популярные издания.

Сергей Никитин, директор Всероссийского музея А.С.Пушкина (Санкт-Петербург): "И вот сегодня, собственно говоря, стартует здесь, в Москве, эта программа, и мы привезли ее – самое настоящее, самое подлинное, то, что рождено в стенах Императорского Царскосельского лицея".

Выставка работ первых лицеистов – не единичная акция, которая ограничится тремя залами Московского музея Пушкина. В скором времени бесценные автографы увидит Суздаль, а затем раритеты из знаменитой пушкинской альма матер будут демонстрироваться в Эстонии и Германии.




Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация