6 декабря 2005, 18:39 6 декабря 2005, 19:39 6 декабря 2005, 20:39 6 декабря 2005, 21:39 6 декабря 2005, 22:39 6 декабря 2005, 23:39 7 декабря 2005, 00:39 7 декабря 2005, 01:39 7 декабря 2005, 02:39 7 декабря 2005, 03:39 7 декабря 2005, 04:39

Классик, которого стоит открыть заново

Алексей Саврасов первым из русских живописцев стал писать пейзажи так, что их уподобляли поэме и даже молитве. Отец будущего художника рассчитывал "приспособить его по коммерческой части", но когда в 13 лет Саврасов выручил за свои картинки 6 рублей, отец с легким сердцем отпустил его по части художественной. В Третьяковской галерее к 175-летию со дня рождения выдающегося пейзажиста открылась выставка, на которой экспонируются работы из частных и музейных коллекций.
Классик, которого стоит открыть заново. Алексей Саврасов первым из русских живописцев стал писать пейзажи так, что их уподобляли поэме и даже молитве. Отец будущего художника рассчитывал "приспособить его по коммерческой части", но когда в 13 лет Саврасов выручил за свои картинки 6 рублей, отец с легким сердцем отпустил его по части художественной. В Третьяковской галерее к 175-летию со дня рождения выдающегося пейзажиста открылась выставка, на которой экспонируются работы из частных и музейных коллекций. С вернисажа вернулась корреспондент "Новостей культуры".

"Грачи" - знаковая работа Алексея Саврасова, точка отсчета, разделившая его жизнь на две половины. Первая - удачная, счастливая, когда художник был лидером московских пейзажистов, и каждая его работа воспринималась как откровение. Он ездил за границу, знакомился с современным западным искусством, преподавал в Училище живописи, ваяния и зодчества. И вторая, когда Саврасов неожиданно оказался забытым, никому не нужным, отошел от художественного процесса, и, по мнению некоторых искусствоведов, не создал ничего выдающегося. Еще при жизни вокруг имени Алексея Саврасова складывались мифы. Миф первый - самый устойчивый, созданный Александром Бенуа, который назвал художника автором одного шедевра. Но у него есть и другое высказывание, на которое никто не обратил внимания.

Владимир Петров, куратор выставки: "Бенуа говорил, что ему был дан сокровенный дар слышать природные звуки, которые больше никому не было дано".

Алексей Саврасов чувствовал свою связь с природой. Его привлекали летние радуги, весенние разливы, русское бездорожье. Многие виды он написал на Волге. Из-за этого возник еще один миф - что Алексей Саврасов - певец лишь русского пейзажа.

Владимир Петров, куратор выставки: "Пример широкого мышления - пейзажи швейцарской природы. Они превосходят средний уровень западных мастеров того времени, очень своеобразные работы".

Последний период жизни Алексея Саврасова превратился в драму большого мастера. На него посыпались несчастья. Он оказался в изоляции. Еще при жизни Саврасова в справочнике Кондакова было написано, что художник уже давно умер. Но он продолжал писать. На выставке представлено 40 графических работ, которые станут открытием для зрителей.

Владимир Петров, куратор выставки: "Мы разучились сквозь серебряный век, сквозь лязг и шум авангарда видеть век золотой. Саврасов - век золотой, световая основа классической культуры, которой нам так не хватает".

При жизни у Саврасова не было ни одной выставки. Экспозиция в Третьяковке в 1947 году развеяла миф о нем как об авторе одной картины. Нынешняя, к 175 –летию мастера, развеет и другие легенды.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация