В Петербург прибыли потомки знаменитого дворянского рода Шереметевых
На 300-летие знаменитого «Фонтанного дома» в Петербурге собрались потомки рода Шереметевых, которым усадьба принадлежала в течение двух веков. Шереметевы из Америки, Австралии, Франции и Марокко посетили также старейшую монашескую обитель Северной столицы – Александро-Невскую Лавру, где покоятся родоначальники графского рода. Рассказывают «Новости культуры».
Лазаревская усыпальница Лавры – один из немногих мемориальный комплексов Петербурга, не подвергшийся значительным изменениям в послереволюционное время. Надпись на надгробии первого российского графа и героя Северной войны Бориса Петровича Шереметева напоминает о том, что в начале XVIII века вопросы, где и как должны лежать бывшие сподвижники императора Петр решал лично.
«Сам-то фельдмаршал скончался в Москве, но хотел быть у Киевских угодников – в Киево-Печерской Лавре, – рассказывает историк Юрий Пирютко. – Но вот политические соображения преобладали, и уважение к памяти героя Северной войны привело к тому, что он похоронен на берегах Невы».
Поминальные службы в Лазаревской усыпальнице наместник Лавры возглавляет не часто, формально это территория музея городской скульптуры, последний случай особый: около 15 потомков знаменитого рода из Москвы, Америки, Австралии и Марокко встретились, чтобы почтить память своих предков. Графиня Прасковья Петровна Шереметева де Шамбо живет в Марокко. Несмотря на солидный возраст, она решилась на перелет из африканских +20 в петербургские -20. Чего не сделаешь ради славы предков.
«Они все-таки заработали себе эту славу, а мы нет, никакой славы пока что не заработали, но мы очень дорожим этим», – говорит графиня Прасковья Шереметева.
Князь Андрей Голицын прибыл из Москвы вместе с сыновьями. В 20-х его бабушка графиня Шереметева натерпелась от Советской власти, но все же избежала ареста в отличие от супруга. Князь Голицын, родившийся в 1964-м, уже не скрывал аристократического происхождения. На вопрос делал ли он при воспитании детей акцент на то, что они потомки знаменитого дворянского рода отвечает: «Нет. Если вы их спросите, кто висит у нас на портретах, кто это такие, они, наверное, вам с трудом расскажут. С возрастом они начинают к этому боле серьезно относится, но наша главная задача воспитать их честными людьми».
Одна из надежд Шереметевых, родившийся в Америке в 1989-м граф Николай, изучает индустриальный дизайн в университете Сан-Франциско.
«Трогательно, что вот столько людей все еще о нашей семье помнят, все еще о нашей семье думают и что вот столько людей сегодня собрались на панихиду, на трапезу», – говорит Николай Шереметев.
Вторую половину дня Шереметевы отдали фамильному дому на Фонтанке. Старейшая городская усадьба, отметившая в уходящем году свое 300-летие, встречала гостей экспозицией, составленной при участии десяти российских музеев, архивов и библиотек двух столиц.
Новости культуры