27 декабря 2005, 18:47 27 декабря 2005, 19:47 27 декабря 2005, 20:47 27 декабря 2005, 21:47 27 декабря 2005, 22:47 27 декабря 2005, 23:47 28 декабря 2005, 00:47 28 декабря 2005, 01:47 28 декабря 2005, 02:47 28 декабря 2005, 03:47 28 декабря 2005, 04:47

Графическая коллекция Павла Третьякова

27 декабря 1832 года родился Павел Третьяков. 27 декабря 2005 года Третьяковская галерея открыла серию юбилейных проектов – в мае 2006-го будет отмечаться 150-летие одного из крупнейших российских музеев. Первая выставка посвящена графической коллекции Павла Третьякова. Из запасников достали самые ценные рисунки, акварели, эскизы. Они экспонировались по отдельности, но вместе представлены впервые.
27 декабря 1832 года родился Павел Третьяков. 27 декабря 2005 года Третьяковская галерея открыла серию юбилейных проектов – в мае 2006-го будет отмечаться 150-летие одного из крупнейших российских музеев. Первая выставка посвящена графической коллекции Павла Третьякова. Из запасников достали самые ценные рисунки, акварели, эскизы. Они экспонировались по отдельности, но вместе представлены впервые. С подробностями –"Новости культуры".

"Я устраиваю в своем собрании отдел акварелей и черных рисунков", - писал Третьяков Крамскому в 1887-ом. На тот момент у него было уже более 200 графических работ, хотя, как и большинство коллекционеров, Павел Михайлович отдавал предпочтение живописи.

Лидия Иовлева, заместитель гендиректора ГТГ: "Рисунок часто воспринимался как такой подсобный материал, но Третьяков был один из первых, не скажу, что единственный, кто понял самостоятельное значение рисунка и акварели".

В 1892-ом Павел Михайлович передал свою коллекцию в дар москвичам, в ней уже тогда было более 500 рисунков. В благодарность градоначальник присвоил Третьякову титул почетного гражданина Москвы, о чем свидетельствует грамота в исполнении Васнецова. Но и будучи попечителем вновь открытой галереи, Третьяков продолжает поиски – за следующие 6 лет графическая коллекция увеличивается в три раза. В ней все знаковые имена – Бенуа, Васнецов, Перов, Репин, Врубель, Крамской.

Ольга Птицына, куратор выставки: "Он покупал именно для того, чтобы сохранить наследие художника и как-то представить историю развития рисунка в том числе".

Некоторые работы прокомментированы цитатами из переписки Третьякова. Он был большим поклонником Федотова – с него фактически начиналась коллекция, а последними приобретениями были эскизы Васнецова к росписям Владимирской церкви в Киеве: и современники, и сам Третьяков считали, что они удались даже лучше фресок. На выставке много портретов – Тургенев, Белинский, Менделеев, Глинка, а вот Ярошенко и Крамской нарисовали друг друга – и художники, бывает, не прочь пошутить.

Ольга Птицына, куратор выставки: "Третьяков собирал портреты людей искусства, художников, собирал не столько для себя, сколько для России, и очень ценил даже небольшие почеркушки. Он говорил, что важно, что они сделаны с натуры, вот это для него был критерий".

О том, как попадали в коллекцию те или иные работы, сведений немного. Коллекционеры не любят открывать тайны своего ремесла. Известно также, что художники, как правило, не любят расставаться с рисунками – этим первым отображением заветных мыслей. Но именно они так дороги всякому, кто желает постичь мир творца до мелочей. Павел Третьяков понимал это очень хорошо.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация