30 мая 2005, 09:00 30 мая 2005, 10:00 30 мая 2005, 11:00 30 мая 2005, 12:00 30 мая 2005, 13:00 30 мая 2005, 14:00 30 мая 2005, 15:00 30 мая 2005, 16:00 30 мая 2005, 17:00 30 мая 2005, 18:00 30 мая 2005, 19:00

Оркестр "PRATUM INTEGRUM" выступит в Пятой студии на Малой Никитской

Концерт состоится в рамках цикла "Музыкальные редкости". Приглашения распространяются бесплатно перед началом концерта. Для прохода на мероприятие необходимо иметь удостоверение личности. Телефон для справок и заказа приглашений: 780-56-09. Проезд: м. "Баррикадная", ул. Малая Никитская, 24.
Сегодня в Пятой студии на Малой Никитской состоится концерт из цикла "Музыкальные редкости" оркестра ОРКЕСТРА "PRATUM INTEGRUM".

Спорами о вкусах пронизано любое время, но трудно представить себе дискуссии более страстные, чем те, которые вели музыканты эпохи барокко. Это было время великого, пламенного спора, в котором участвовали, прежде всего, французы и итальянцы. Французы, конечно, полагали, что именно французская музыка, лишенная неистовых страстей, но зато изысканная и галантная, - олицетворение хорошего вкуса (а итальянская этот хороший вкус портит). Итальянцы думали наоборот. Придворный парижский стиль они определяли как "нечто наподобие колыбельной", "усыпляющее" и "бесстрастное". Немцы же глядели на этот спор со стороны, подумывая о том, как соединить достоинства соперничающих традиций. Впрочем, многим немецким композиторам непременно хотелось освоить обе манеры письма "в чистом виде". Едва ли не больше всех этим желанием проникся Георг Муффат. В юности ему довелось учиться в Париже у Люлли, в более зрелые годы - в Риме у Пасквини, так что оба национальных стиля были известны ему "из первых рук". Итальянская и французская традиции интересовали и Иоганна Себастьяна Баха. Но, когда речь заходит о Третьем Бранденбургском концерте, не хочется говорить о национальных вкусах. Три струнных трио в Третьем концерте играют мотивы из трех нот. Число три здесь повсюду - в гармонии и форме, в фактуре и инструментовке, в каждом такте, в каждом голосе. Эту музыку обычно понимают в контексте христианской культуры, - но изучив ее строение, увидев согласие алгебры и гармонии, невольно вспоминаешь об учении пифагорейцев…Бах не оставил никаких толкований своего произведения - он был необыкновенно скромным человеком и мало говорил о себе. Искренне восхищаясь своими современниками, он переписывал от руки партитуры Палестрины, Фрескобальди, Телемана, Кайзера… Себе на память переписал он и лучшие сочинения своего родственника, органиста Иоганна Бернгарда Баха. Друзья говорили, что Бернгард Бах сочиняет в манере Телемана. Наверное, это правильно. Но в какой манере сочинял Георг Филипп Телеман? Он писал "Парижские" квартеты, французские увертюры, немецкие фуги, итальянские концерты и сонаты. В Сюите си-бемоль мажор среди французских танцев почему-то оказывается "Ария в итальянском стиле"; немногие сочинения в жанре Concerto grosso - дань итальянской традиции; в Концертах он меняет итальянский жанр на свой лад: они написаны как бы в стиле Concerti grossi Корелли, но с солирующими духовыми, чего у Корелли нет. Иными словами, Телеман абсолютно свободно владел всеми "земными стихиями", всеми вкусами и стилями письма; никакого спора, никакого вавилонского переполоха, - в его обширном наследии разные музыкальные языки сочетаются гармонично и красиво, то смешиваясь, то контрастируя.

Ведущий - Лев Малхазов.

Прямая трансляция на радио "Культура" (91,6 FM). Начало концерта в 19 часов.

Приглашения распространяются бесплатно перед началом концерта. Для прохода на мероприятие необходимо иметь удостоверение личности. Телефон для справок и заказа приглашений: 780-56-09. Проезд: м. "Баррикадная", ул. Малая Никитская, 24.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация