25 мая 2006, 19:50 25 мая 2006, 20:50 25 мая 2006, 21:50 25 мая 2006, 22:50 25 мая 2006, 23:50 26 мая 2006, 00:50 26 мая 2006, 01:50 26 мая 2006, 02:50 26 мая 2006, 03:50 26 мая 2006, 04:50 26 мая 2006, 05:50

Реконструкция Успенского храма

Живописное убранство подворья Оптиной пустыни в Петербурге восстанавливают выпускники трех художественных вузов Северной столицы. Начать реконструкцию Успенского храма смогли три года назад: помог город и прихожане. Над церковью уже сияет золотым покрытием купол, и теперь специалисты – реставраторы, художники, отделочники - работают внутри.
Живописное убранство подворья Оптиной пустыни в Петербурге восстанавливают выпускники трех художественных вузов Северной столицы. Начать реконструкцию Успенского храма смогли три года назад: помог город и прихожане. Над церковью уже сияет золотым покрытием купол, и теперь специалисты – реставраторы, художники, отделочники - работают внутри. Об истории храма и его возрождении – "Новости культуры".

Сегодня можно только догадываться насколько торжественными были морские ворота Петербурга, когда напротив подворья Киево-Печерского монастыря находился снесенный в 30-е годы Спас-на-Водах. Подворье на Васильевском строили как столичную резиденцию киевского архимандрита, но значение храма этим не ограничивалось.

Священник Аркадий Северюхин, ректор православного института религиоведения и церковных искусств: "Когда корабли вплывали в Финский залив, то именно здесь, у стен этого храма, они получали благословение на дальние путешествия. Поэтому наш храм можно в некоторой степени назвать морским храмом".

Зодчий Василий Косяков, известный своими новаторскими инженерными решениями, для поддержки главного барабана купола использовал четыре пересекающиеся арки. Стены покрыла ковровая живопись, над образами святых трудились московские мастера под руководством академика Соколова. Святые окружены необыкновенно ярким растительным орнаментом, рядом с вполне каноническим Спасителем ангелы, в которых угадывается врубелевская интонация.

Геннадий Журавлев, художник-реставратор: "В цветовой гамме, насыщенности композиция Успения, которая над алтарем, это сделано с очень хорошим знанием, профессионализмом".

После революции храм прошел через все стандартные этапы уродования культового объекта. Особенно досталось художественному убранству. Процесс реставрации закрашенных росписей сегодня включает раскрытие, расчистку, укрепление, реконструкцию и, наконец, тонировку в соответствии с сохранившими образами. На работах одновременно занято около 60 профессиональных художников.

Ярослав Штеренберг, ответственный за реставрационные работы: "Летом эта цифра может доходить до 100, летом к нам приходят студенты, выпускники Академии художеств, Мухинского училища, училища им. Рериха".

Самый экзотический период послереволюционной истории храма связан с открытием под косяковским куполом первого в городе катка с искусственным льдом. Компрессоры установили в алтарной части, на входе находилась будка для выдачи коньков, на уровне хоров кабинка комментатора. Эксплуатировали помещение 15 часов в сутки, с утра фигуристы, вечером хоккей.

Периодически в храме напоминает о себе советское ледниковое прошлое. Эту шайбу реставраторы нашли на 3-х метровой высоте в поврежденной капители колонны, после сильного щелчка она засела в гипсе лет на 20, до следующего, теперь уже точно не хоккейного периода церкви.

История Успенского храма на набережной лейтенанта Шмидта – это счастливый пример претворения в жизнь заветов старцев Оптиной пустыни. Освобождение от реставрационных лесов главного купола приблизило церковь к замыслу градостроителей начала XX века.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация