18 августа 2005, 19:07 18 августа 2005, 20:07 18 августа 2005, 21:07 18 августа 2005, 22:07 18 августа 2005, 23:07 19 августа 2005, 00:07 19 августа 2005, 01:07 19 августа 2005, 02:07 19 августа 2005, 03:07 19 августа 2005, 04:07 19 августа 2005, 05:07

Специальный материал из-за кремлевской стены

Музеи Кремля – это около ста тысяч экспонатов, и почти каждый – шедевр искусства, историческая ценность. Большинство уникальных сокровищ были созданы столь давно, что требуют постоянной заботы реставраторов. Например, "молельное царское место Успенского собора", – знаменитый Мономахов трон. Его отреставрируют к 200-летию музеев Московского Кремля.
Музеи Кремля – это около ста тысяч экспонатов, и почти каждый – шедевр искусства, историческая ценность. Большинство уникальных сокровищ были созданы столь давно, что требуют постоянной заботы реставраторов. Например, "молельное царское место Успенского собора", – знаменитый Мономахов трон. Его отреставрируют к 200-летию музеев Московского Кремля. Об этом – в очередном материале "Новостей культуры" из-за кремлевской стены.

Все реставрационные мастерские музеев Московского Кремля роднит несколько моментов: маленькие и неудобные площади и фанатичная преданность своему делу реставраторов. В мастерской реставрации живописи и икон трудятся 7 мастеров, и у каждого в работе сразу три-четыре экспоната. Но внимание съемочной группы "Новостей культуры" привлекла не картина или икона, а резная деревянная доска, на которой изображена "Конная битва во Фракии киевского князя Владимира". Она то и привела нас в Успенский собор.

Успенский собор на протяжении шести столетий был государственным и культовым центром России: здесь поставляли великих князей, венчали на царство, короновали императоров. В Успенском соборе возводили в сан епископов, митрополитов и патриархов, оглашали государственные акты, служили молебны перед военными походами и в честь великих побед. Торжественное назначение определило и особое внимание к убранству храма. Иконостас, созданный по инициативе патриарха Никона, где иллюстрирована вся история человечества соответственно с Библией, многочисленные иконы и утварь являются произведениями искусства мирового значения. Перед иконостасом стоят молельные места патриарха, царицы и украшенное барельефами, повествующими о привозе на Русь царских регалий, молельное место царя - так называемый "Мономахов трон".

Антон Гусев, художник-реставратор Музеев Московского Кремля: "Это название легендарное. Оно появилось ну приблизительно в начале XIX века, когда истолкованию сюжетов этих разных досок возникло предположение, возникла такая легенда, что вместе с царскими регалиями из Киева во Владимир а затем и в Москву было перенесено и вот это сооружение".

История эта не имеет под собой реальной основы. Как было установлено в XIX веке историками Щепкиным и Забелиным, памятник этот относится к грозненскому времени. Установлена даже точная дата. Именно после сооружения -1551 год, и исполнители – новгородские резчики. Тогда появилось и название, которым его обозначают сегодня в научной литературе "молельное царское место Успенского собора". "Мономахов трон" интересен тем, что он первый в своем роде – именно после него "царские места" стали устраиваться во всех крупных кафедральных соборах. Первая серьезная реставрация 1907 года и последующая – в 1968-м, перед открытием Успенского Собора для посещения, выполнялись в течение года, и носили скорее характер обновления, а не существенного ремонта. Нынешняя же, которым мастерские Кремля занимаются уже пятый год, включает в себя не только собственно реставрационные работы, но целый комплекс химико-физических и биологических исследований.

Антон Гусев, художник-реставратор Музеев Московского Кремля: "До реставрации мы нашли вот это многослойное покрытие: здесь вся резьба имеет либо полихромные позолоченные краски на валиках и очень сложную по составу такую вот корку – ее очень трудно определить даже с точки зрения технологий".

Кроме этих сложностей, когда стало ясно, что "Мономахов трон" будет разбираться, что деревянные детали нельзя просто отсоединить от основной конструкции и заставить их ждать окончания реставрации. Именно созданию временной основы посетители Успенского собора имеют возможность видеть южную, обычно "слепую" часть сооружения.

Реставраторы планируют завершить работы уже в следующем году. А доска с изображением конной битвы, которая нас так заинтересовала в мастерской - последняя деталь фасадной части четверика "Мономахова трона", над которой работают реставраторы.





Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация