20 марта 2006, 18:50 20 марта 2006, 19:50 20 марта 2006, 20:50 20 марта 2006, 21:50 20 марта 2006, 22:50 20 марта 2006, 23:50 21 марта 2006, 00:50 21 марта 2006, 01:50 21 марта 2006, 02:50 21 марта 2006, 03:50 21 марта 2006, 04:50

Великим меценатам посвящается

Один из первых русских меценатов – граф Николай Петрович Шереметев. 255 лет со дня его рождения – хороший повод, чтобы посвятить столь знаменательной дате сразу два концерта международного фестиваля камерной музыки. Тем более что смотр, который проводит в Третьяковской галерее виолончелист Александр Рудин, в этом году посвящен великим меценатам. Минувшим вечером в зале Врубеля звучала музыка Степана Дегтярева. Он был крепостным графа Шереметьева, а потому сочинения этого композитора исполняются редко. Традицию нарушил оркестр "Музики Вива" и Свято-Никольский хор.
Один из первых русских меценатов – граф Николай Петрович Шереметев. 255 лет со дня его рождения – хороший повод, чтобы посвятить столь знаменательной дате сразу два концерта международного фестиваля камерной музыки. Тем более что смотр, который проводит в Третьяковской галерее виолончелист Александр Рудин, в этом году посвящен великим меценатам. Минувшим вечером в зале Врубеля звучала музыка Степана Дегтярева. Он был крепостным графа Шереметьева, а потому сочинения этого композитора исполняются редко. Традицию нарушил оркестр "Музики Вива" и Свято-Никольский хор. Рассказывают "Новости культуры".

"Бедный, зато свободный". Это альтернатива, актуальная для времен нынешних. Предложена, правда, еще Моцартом – первым свободным художником, похороненным – по причине бедности – в общей могиле. До Моцарта в Европе музыканты поступали в услужение к графам и князьям. Творили по заказу, зато имели свой кусок хлеба. В России платить деньги за музыку заказную было необязательно. Зачастую музыканты были крепостными.

Александр Рудин, художественный руководитель фестиваля: "Например, Дегтярев, который исполняется – он же был крепостным до смерти. Ему граф Шереметев обещал вольную, потом умер. И эту вольную он получил только после своей смерти".

Правда, такое крепостничество было не так уж и плохо, - говорят современные музыканты. Например, эти духовные концерты Дегтярева тут же попадали в репертуар придворной капеллы графа. Сейчас они звучат в исполнении Свято-Никольского хора.

Алексей Пузаков, художественный руководитель Свято-Никольского хора: "У Дегтярева, в первую очередь, была свобода творить и слышать исполнение своей музыки, ведь сейчас бывает, что композиторы пишут в стол и не имеют возможности услышать свои произведения".

Сегодня система заказа работает плохо, меценаты выбирают объекты для своих благодеяний исключительно по субъективному признаку. Деньги даются только тем, с кем потенциальные меценаты дружат. В XVIII и XIX веках все было иначе.

Александр Рудин, художественный руководитель фестиваля: "А Шереметев вообще это делал для себя. Это было его собственное личное предприятие – он от этого сам получал удовольствие".

Если сегодня было бы побольше людей, которые ради собственного удовольствия стали меценатами, альтернатива "бедный, но свободный", может быть, осталась лишь историей.


Фестиваль камерной музыки "Посвящение великим меценатам"

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация