17 февраля 2015, 09:49 17 февраля 2015, 10:49 17 февраля 2015, 11:49 17 февраля 2015, 12:49 17 февраля 2015, 13:49 17 февраля 2015, 14:49 17 февраля 2015, 15:49 17 февраля 2015, 16:49 17 февраля 2015, 17:49 17 февраля 2015, 18:49 17 февраля 2015, 19:49

Полотна западных мастеров в новых интерьерах

  • Полотна западных мастеров в новых интерьерах
  • Картинка
    Обновлены залы Галереи искусств Европы и Америки на Волхонке
  • Полотна западных мастеров в новых интерьерах
В Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина вчера была представлена обновлённая Галерея искусств стран Европы и Америки XIX - XX веков. Она была создана в 2006 году и с тех пор практически не менялась. Но теперь первый этаж освободили для проведения временных выставок. Правда, для этого из постоянной экспозиции пришлось убрать несколько десятков картин.

В Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина вчера была представлена обновлённая Галерея искусств стран Европы и Америки XIX - XX веков. Она была создана в 2006 году и с тех пор практически не менялась. Но теперь первый этаж освободили для проведения временных выставок. Правда, для этого из постоянной экспозиции пришлось убрать несколько десятков картин. 

Ренуар, Роден, Дега, Гоген, Матисс – богатейшее собрание двух великих русских коллекционеров и меценатов Сергея Щукина и Ивана Морозова. Теперь эти шедевры Музея изобразительных искусств имени Пушкина смотрятся и их смотрят по-новому. Вся коллекция размещается отныне на втором и третьем этажах галереи – её сделали более цельной, ёмкой и концентрированной. Следовали исторической логике, то есть начинается всё с Гойи, Энгра, Коро. Многие работы объединили по тематике, например, виды парижских улиц или по направлению в живописи – символизм. 

Алексей Петухов, куратор новой экспозиции импрессионистов в ГМИИ имени Пушкина, рассказывает: "Этот зал посвящен художникам, входившим в группу "Наби" в начале XX столетия, выступившим как декораторы московского дома Ивана Абрамовича Морозова – Морис Дени, Пьер Боннар, Эдуард Вюйяр – вещи из его коллекции объединились целостно, и этот зал выглядит теперь гармоничным".

Связать шедевры воедино помогло и новое цветовое решение. Раньше все залы были выкрашены в разные цвета, сейчас дизайнеры выбрали один – жемчужно-серый. Оттенок очень выигрышный для полотен, поскольку он хорошо взаимодействует с освещением, не отвлекает зрителя. На его фоне, как говорят, цвета могут высказаться в полный голос.

Впервые коллекция этой галереи размещена по монографическому принципу, то есть картины каждого значительного художника висят в своём, отдельном зале. Зал Клода Моне переходит в зал Поля Сезанна, который в свою очередь ведет к Ван Гогу. Именно такой прием построения использовали когда-то сами Щукин и Морозов. Некоторые работы, например, картины Гогена в дубовой столовой у Сергея Щукина, висели так близко, что гости называли это гогеновский иконостас. Коллекции меценатов легли в основу Музея нового западного искусства, который был расформирован в 1948 году. Часть шедевров передали тогда в Музей изобразительных искусств, но выставлять их было нельзя.

"Они были "формалистическими", "враждебными", "буржуазными", и более или менее их стало возможным выставлять только к середине 50-х годов", - говорит Алексей Петухов.

То, как картины теснились в двух залах основного здания музея, видно на старых архивных фотографиях. В 1974 году экспозицию включили в маршрут по мировому искусству, и она стала занимать уже шесть залов. В 2006 году переехала в отдельное здание, но, как выясняется, этот адрес тоже временный. В музейном городке, о котором давно мечтает ГМИИ, под экспозицию будет отдана усадьба Голицыных, где многие годы размещался Институт философии.

"Благодаря появлению залов Института философии наше пространство экспозиционное практически удвоится, - отмечает заведующая отделом по связям с общественностью ГМИИ имени Пушкина Сурия Садекова. - Потому что мы приобретаем ещё три тысячи квадратных метров экспозиции. Таким образом, все произведения, которые выставлены в галерее, будут не столь сконцентрированы, мы сможем достать много вещей, которые хранятся в запасниках".

В связи с обновлением экспозиции в галерее и с тем, что её первый этаж теперь отдан под временные выставки ГМИИ, 86 полотен пришлось снять. Часть отправили в запасники, часть путешествует по миру. Мы же увидим их теперь только в здании Института философии.

"Мы строимся, реконструируемся, - говорит директор ГМИИ имени А.С. Пушкина Марина Лошак. - И я надеюсь, что довольно скоро наши вещи обретут лучшее место – здание, которое приспособлено специально для них. Это здание будет больше по объему, у него будут более высокие потолки, будет лучше свет, оно будет современным музеем, достойным таких великих вещей".

Масштабные планы осуществятся не раньше, чем через четыре года, а пока сделано всё, чтобы в течение этих лет любоваться картинами любимых мастеров в ГМИИ было одно удовольствие.

Новости культуры

Читайте также:
Коллекции Щукина и Морозова предстали в Пушкинском музее в обновленном виде

Сегодня представят обновленную Галерею искусств стран Европы и Америки
 

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация