Начало реставрационных работ в усадьбе Шереметевых отложено до весны
Начало реставрации памятника архитектуры – музея-усадьбы Останкино задерживается. Напомним, проект восстановительных работ в мае утвердил архитектурный совет Москвы. Экспертами выступали французские реставраторы, которые участвовали в реконструкции Версаля. Проект уже называют одним из крупнейших в Европе. Территория усадьбы увеличится на треть, появятся современные инженерные коммуникации. Но при таком масштабе работ трудности неизбежны. Рассказывают «Новости культуры».
Для конца XIX века театр Шереметева в Останкине был оснащен по самому последнему слову театральной техники – сцена-трансформер, уникальные декорации, всевозможные акустические машины.
Еще недавно на этой сцене выступали музыкальные коллективы, ставились спектакли. Сегодня комплекс закрыт на реставрацию. За два века обветшали не только интерьеры. Серьезных восстановительных работ здесь не было никогда.
«Выделить самое гнилое место практически невозможно, – говорит директор музея-усадьбы Останкино Геннадий Вдовин. – Практически везде несущая способность конструкции изношена на 50-70 процентов».
Здесь из дерева все, даже несущие колонны только кажутся мраморными.
Построил дворец крепостной архитектор Павел Аргунов, уникальное для своего времени здание возвели за шесть лет. А вот на реставрацию, судя по всему, времени потребуется куда больше.
«Мы в этом году проведем все консервационные работы на усадьбе Останкино, – говорит Александр Кибовский. – Этот большой проект получил серьезное одобрение. Но есть проблема – дальнейшие реставрационные работы напрямую связаны с вопросом по поводу перемещения экспонатов».
Основная проблема – перемещение экспонатов. Мебель, люстры, картины, даже паркет – где хранить все это, пока идёт реставрация? Если где-то на стороне – проект станет дороже. А если сразу строить постоянное хранилище на территории – сроки работ увеличатся в разы.
«Перевоз ценностей, как оказалось, атомных денег стоит, – отмечает архитектор, разработчик проекта реставрации усадьбы руководитель мастерской №8 Моспроекта-2 Станислав Пошвыкин. – Как мы подсчитали, дешевле будет, очень дорогая упаковка».
Весь дворец, по сути, построен вокруг сцены, труппа Шереметева и его театр тогда были известны далеко за пределами Москвы. Здесь в октябре 1801-го был дан торжественный прием по случаю коронации Александра Первого. А за четыре года до этого любоваться на дворец и театр с императрицей приезжал Павел Первый.
«Портрет написан к его приезду, – поясняет Геннадий Вдовин. – Хотя рама заказывалась для портрета Екатерины, но она умирает, Останкино так и не посетив. Вот пример одной из больших вещей – упаковывать, транспортировать её чрезвычайно сложно».
Кроме самого дворца воссоздадут Конный двор, Кофейню и оранжереи. Ими займутся в первую очередь. Ведь в итоге именно там решили обустроить фондо-хранилище. Архитекторы подтверждают, сроки работ из-за этого могут не сильно увеличиться, но надеются, что это сильно продлит в будущем жизнь самого Московского Версаля и не сделает проект дороже. Ведь примерные затраты по-прежнему оцениваются в 10 миллиардов рублей.
Новости культуры