Завершились московские гастроли Национального театра Чехии
В Москве, на сцене МХТ имени Чехова, завершились гастроли Национального театра Чехии. Знаменитая пражская труппа приехала в столицу после большого перерыва, и свое выступление на легендарной сцене называет не иначе как паломничеством. В Россию они привезли два спектакля: «Что случилось после того, как Нора ушла от мужа» нобелевского лауреата Эльфриды Елинек и знаменитую пьесу Сэмюэля Беккета «В ожидании Годо». Рассказывают «Новости культуры».
В грязных, оборванных и покалеченных бездомных превратили абстрактных бродяг Беккета в Чешском национальном театре. Владимир и Эстрагон – всё те же артистичные и романтичные бедняки. По сути, стали современными маргиналами. Никому не известного Годо ждут на разбитой автобусной остановке. Позади – билборды с рекламой. С остроумным в данном контексте завлекающим: «Coming soon – СКОРО!». Такую сценографию подсказывали и урбанистический пейзаж за окном, и текст великого абсурдиста.
«У Беккета, который, кстати, окончил церковную школу, очевидны отсылки к Новому Завету и Христианской иконографии, – говорит режиссер Михал Дочекал. – В декорациях я хотел это подчеркнуть. Чтоб читался храм – трехнефный. Голгофа. Поэтому по бокам железной остановки в начале висят одежды – как бы распятых».
Как и полагается в театре абсурда, они цитируют Библию и рассуждают о высоком и вечном, почесывая бока и попивая из дырявого ботинка. Убогость этих героев по закону жанра тоже доведена до абсурда.
«Пьеса Беккета была опубликована в 1952 году, тогда это была невероятная литературная сенсация, – говорит актер Ян Качер. – Но текст казался излишне интеллектуальным. И считалось, что к реальности это имеет мало отношения. А сейчас мы понимаем, такой абсурд нам всё ближе».
Вот и получается, что раньше этих персонажей наряжали просто в черное пальто и шляпы. Сегодня – имеет смысл выглянуть на улицы:
«Когда мы работали над этой пьесой, мы рассуждали о людях, у которых реально нет дома, – рассказывает актер Давид Прахарж. – Думали о том, что в европейских городах растёт число бездомных. В Праге их полно. Мы проецировали и на них эту ситуацию. А в Москве мы как-то их не заметили в таком количестве».
Кого ждут эти несчастные герои? Существует ли он или оно вообще? Читатели и зрители гадали всегда. Сам Сэмюэль Беккет отказывался от того, что ждут они непосредственно Бога. Хотя в имени Годо несомненно зашифровал «God» – «Бог» по-английски. Создатели этого спектакля уверены, – люди ждут всегда не Бога, но Спасителя.
Новости культуры