4 марта 2015, 10:52 4 марта 2015, 11:52 4 марта 2015, 12:52 4 марта 2015, 13:52 4 марта 2015, 14:52 4 марта 2015, 15:52 4 марта 2015, 16:52 4 марта 2015, 17:52 4 марта 2015, 18:52 4 марта 2015, 19:52 4 марта 2015, 20:52

Хор Данилова монастыря представил "Плач Пресвятой Богородицы"

  • Картинка
  • Хор Данилова монастыря представил "Плач Пресвятой Богородицы"
  • Картинка
    Хор Данилова монастыря представил "Плач Пресвятой Богородицы"
  • Хор Данилова монастыря представил "Плач Пресвятой Богородицы"
В Концертном зале Чайковского состоялась мировая премьера канона "Плач Пресвятой Богородицы". Дешифровку и обработку песнопений XVII столетия сделал музыковед Анатолий Конотоп. В церкви этот канон читается один раз в году, в Великую пятницу.

В Концертном зале Чайковского состоялась мировая премьера канона "Плач Пресвятой Богородицы". Дешифровку и обработку песнопений XVII столетия сделал музыковед Анатолий Конотоп. В церкви этот канон читается один раз в году, в Великую пятницу. Содержание поэтического творения византийского автора – беседа, которой не было. Это тайный диалог между распятым Христом и Богородицей. Но церковь принимает эти слова, поскольку допускает возможность того, что они могли быть произнесены. Музыкальную интерпретацию "Плача" в столице представил мужской хор Московского Данилова монастыря.

Во время богослужения в церкви части канона "Плач Пресвятой Богородицы" читаются, не исполняются хором. Поэтому музыковед Анатолий Конотоп был невероятно удивлен, найдя в Историческом музее певческую рукопись "Плача". Она принадлежала неизвестному русскому композитору, который в середине XVII века решил воспеть поэтическое творение византийского гимнографа Симеона Логофета "Плач Пресвятой Богородицы".

"Когда я ее прочел, я был в творческом шоке, не понимал, как можно было в тот период создать такое трехголосное сочинение с тотальной мелодизацией голосов", - говорит Анатолий Конотоп. 

В "Плаче Пресвятой Богородицы" композитор сделал разделение на голоса: это нижники, путники и вершники. Главная роль отводится путнику – среднему голосу. Верхний голос дублирует эту тему, а басовую партию можно по праву считать виртуозной из-за широты диапазона.

Разучивание воссозданной партитуры заняло много времени у мужского хора Московского Данилова монастыря. Мелодия "Плача" насыщена сложными перекличками, эффектами эхо, ритмическими трудностями.

Дирижер праздничного мужского хора Московского Данилова монастыря Георгий Сафонов рассказывает: "Музыка сама по себе очень подвижная, и поэтому мужские голоса нужно было подготовить и раскачать в движении. Канон представляет достаточный интерес и для профессионалов, и для любителей пения, потому что он очень изобразительный по своему музыкальному материалу, то есть это прямое изображение плача, плача человеческого, плача женского".

Все 32 тропаря в итоге создают впечатление нерасторжимого единства слова и звука и эмоционально передают глубинный смысл этого произведения – страданий Богородицы, стоявшей у распятия.

Новости культуры

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация