Хор Данилова монастыря представил "Плач Пресвятой Богородицы"
В Концертном зале Чайковского состоялась мировая премьера канона "Плач Пресвятой Богородицы". Дешифровку и обработку песнопений XVII столетия сделал музыковед Анатолий Конотоп. В церкви этот канон читается один раз в году, в Великую пятницу. Содержание поэтического творения византийского автора – беседа, которой не было. Это тайный диалог между распятым Христом и Богородицей. Но церковь принимает эти слова, поскольку допускает возможность того, что они могли быть произнесены. Музыкальную интерпретацию "Плача" в столице представил мужской хор Московского Данилова монастыря.
Во время богослужения в церкви части канона "Плач Пресвятой Богородицы" читаются, не исполняются хором. Поэтому музыковед Анатолий Конотоп был невероятно удивлен, найдя в Историческом музее певческую рукопись "Плача". Она принадлежала неизвестному русскому композитору, который в середине XVII века решил воспеть поэтическое творение византийского гимнографа Симеона Логофета "Плач Пресвятой Богородицы".
"Когда я ее прочел, я был в творческом шоке, не понимал, как можно было в тот период создать такое трехголосное сочинение с тотальной мелодизацией голосов", - говорит Анатолий Конотоп.
В "Плаче Пресвятой Богородицы" композитор сделал разделение на голоса: это нижники, путники и вершники. Главная роль отводится путнику – среднему голосу. Верхний голос дублирует эту тему, а басовую партию можно по праву считать виртуозной из-за широты диапазона.
Разучивание воссозданной партитуры заняло много времени у мужского хора Московского Данилова монастыря. Мелодия "Плача" насыщена сложными перекличками, эффектами эхо, ритмическими трудностями.
Дирижер праздничного мужского хора Московского Данилова монастыря Георгий Сафонов рассказывает: "Музыка сама по себе очень подвижная, и поэтому мужские голоса нужно было подготовить и раскачать в движении. Канон представляет достаточный интерес и для профессионалов, и для любителей пения, потому что он очень изобразительный по своему музыкальному материалу, то есть это прямое изображение плача, плача человеческого, плача женского".
Все 32 тропаря в итоге создают впечатление нерасторжимого единства слова и звука и эмоционально передают глубинный смысл этого произведения – страданий Богородицы, стоявшей у распятия.