Выставка-ярмарка "Ладья": от лаковой миниатюры до художественного хрусталя
В столице открылась весенняя выставка-ярмарка народных художественных промыслов «Ладья». Представлены 14 направлений - от художественной росписи и лаковой миниатюры до художественного хрусталя и этнических украшений. Творчество – процесс заразительный. Желающих научиться премудростям народного искусства немало – и это можно сделать на двух интерактивных площадках.
Более шестисот предприятий из сорока пяти регионов страны представляют всю палитру народных промыслов России: от лаковой миниатюры до этнической одежды.
«На самом деле промыслы испытывают тяжелый период потому, что это не предмет первой необходимости, и, конечно, тяжело очень выживать, поскольку растут затраты на электроэнергию, - рассказывает заместитель председателя правления, руководитель выставочного проекта «Ладья» Алексей Комаров. - Если говорить об обжиге, растут другие затраты, налоги, тем не менее, предприятия выживают и развиваются, потому что мы видим по этой выставке , что тема востребована, и очень многие предприятия ищут новые пути решения своих задач».
Предлагать что-то новое заставляет само время, отмечают участники. Спрос на продукцию народных промыслов и интерес к ней растут с каждым годом. Например, продукция Гжели из сувенирной снова превращается в повседневную. Посуда, светильники, вазы. К классическому узору – розе – художник Татьяна Сивова добавляет еще и ромашки, васильки, незабудки. Признается, что в Раменском районе Московской области – это один из традиционных центров производства популярной керамики - и сегодня трудится много династий гжельских мастеров. Татьяна сама из такой семьи.
«Мой прадед делал для кукол фарфоровые головки, ручки и ножки. По линии других родственников, это были заводчики Алехины, у них была тоже большая фабрика, в другой деревне. Я уже седьмое поколение», - рассказывает художник Гжельского Фарфорового завода Татьяна Сивова.
В самой крайней северо-восточной точке России - поселке Уэлен на Чукотке - сохраняют косторезное искусство, которому около 2 тысяч лет. По словам руководителя косторезной Уэленской мастерской Анатолия Оськина, сегодня можно говорить уже не только о возрождении, но развитии народного промысла.
«База появилась, кадровый потенциал начинает прирастать, мы сейчас говорим о новых работах, о новых формах, о новых традициях в косторезном искусстве», - отмечает Анатолий Оськин.
В городе Кадоме уже три столетия развивают итальянскую технику вышивки белым по белому. В России её назвали «Кадомский вениз». Изделия по красоте соперничают с венецианским кружевом. Товар по сей день штучный и дорогой.
«Ведь мы производственное предприятие, мы можем принять много мастеров, а куда деть все это, продать. Поэтому мы регулируем количество мастериц. В настоящее время у нас их работает 10 человек. Те, кто занимается ручной игольной вышивкой», - говорит участник Николай Репин.
Не только увидеть всю красоту народных промыслов, но и включиться в творческий процесс, можно, посетив «Городе мастеров».
Для создания игрушек используют липу как материал мягкий, и, в то же время, плотный. Для того, чтобы научиться элементарным навыкам резьбы по дереву, потребуется несколько месяцев.
Возможно, именно во время таких уроков рождаются не только новые ценители, но и будущие мастера русских традиционных промыслов.