К 70-летию Победы: тема войны в творчестве Петра Оссовского
«Суровый стиль» – знаменитый феномен в отечественном искусстве 60-х – современные искусствоведы называют «советской Реформацией». Хотя полвека назад художники-основатели нового направления не избежали обвинений в «очернительстве советского человека». Провозгласив культ внешнего аскетизма и внутренней правды, эти авторы и тему войны трактовали без пафоса, изображая её как тяжкий физический труд, подвиг человеческого самопреодоления. Для живописца Петра Оссовского память о Великой Отечественной до сих пор остаётся одним из лейтмотивов творчества. В преддверии празднования 70-летия Победы с мастером встретилась наша съёмочная группа.
В августе 1941-го Петр Оссовский вместе с другими учениками Московской художественной школы эвакуирован в башкирское село. На родину боярыни Морозовой, где все дышит народным духом.
«Абсолютно русское село, огромное, с церковью, с большим количеством изб, мощное, медеплавильный завод, где Пугачев в восстание лил пушки. Церковь, где он женился - как царь Петр, Третий царь. И все это было на фоне трагизма кровавого, на фоне войны. Это же были лучшие воспитатели. Радио, сводки наши, Левитан – и жизнь исторического села – вот вам и формирование всего поколения живописцев», – комментирует художник.
Но в то же время за свой первый эскиз о войне студент Оссовский получил «двойку». На фоне победной эйфории его, как он сам говорит, «поруганная правда» была неуместна.
«Мои родители приехали из эвакуации, семья жила в собственной квартире в шестиметровой кухне. А в квартире жил уже инвалид, которого мы, конечно же, не могли выселять. И вот целый год жизни в этой кухне. Конечно, было страшно тяжело. Четыре человека было в шестиметровой кухне. Поэтому я получил двойку», – делится Петр Оссовский.
Но к военной теме художник возвращается все время. В 1960-м на выставке в «Манеже» его послевоенная работа «Три поколения», написанная в знаменитом суровом стиле, раскритикована.
«Вот у меня изображен пастушонок, конечно, он в рваных штанишках, потому что время было такое, послевоенное. Дед – это я нашел человека, который воевал с Котовским, я его написал – хлеб держит, было тяжело тогда. Мне тоже за это попало, что хлеб так держит, что это колхозное крестьянство, что, хлеба что ли нету?» – рассказывает он.
В 1980-м, к 600-летию Куликовской битвы Петр Оссовский написал полиптих «Победный май», где сопоставил две великих битвы.
«Солдаты ликуют – флаг над рейхстагом вдали. А тут лежит убитый красноармеец и плачет над ним его друг, потому что шальная пуля его скосила в день, когда была эйфория победы. Этот полиптих был сделан под влиянием Корина Павла Дмитриевича, которого я очень любил. Потому что психологизм этой всей драмы, окончания войны и эйфории победы было выражено жестами. Это итальянский путь. А итальянцы взяли это от греков», – поясняет Петр Оссовский.
Чем дальше – тем больше военная тема становится в работах художника скорее символом. Оссовский уходит от сурового стиля к реализму образному. Теперь в его «Грозах ушедшего века» – не сражения, и не разруха, а грозовые тучи над избами, радуга и луч солнца.