Балет "Гамлет" на музыку Шостаковича – премьера в Большом
Мировая премьера в Большом театре. На новой сцене сегодня впервые покажут балет «Гамлет» на музыку Шостаковича. Создатели спектакля балетмейстер Раду Поклитару – хореограф церемоний открытия и закрытия Олимпиады в Сочи; и режиссёр Деклан Доннеллан – обладатель премий «Золотая маска» и «Хрустальная Турандот». Больше десяти лет назад на сцене Большого театра они поставили свою версию балета «Ромео и Джульетта», в этот раз снова творческий союз, и снова Шекспир.
Полдесятка драматических театров выпускали в прошлом году к юбилею Шекспира на сцену своих «Гамлетов». И вот настал черед здесь, в Большом, станцевать принцу датскому.
Но, вопреки ожиданиям, именно к драматургии здесь было внимание особое. Артисты Большого под впечатлением: впервые половина репетиционного времени у них уходила на работу с режиссером – одним из самых крупных специалистов по Шекспиру, британцем Декланом Доннелланом.
«Всё начиналось с того, что с нами разговаривали – это было очень необычно. Деклан нас всех собирал – сажал рядом с собой, и разговор мог длиться от десяти минут до часа. Каждому он объяснял, что сегодня будем делать. Столько мы не думали ни в одном балете!» – поделился солист Большого театра Денис Савин.
Над чем подумать было! На создание либретто ушло три года. В итоге балетное повествование получилось гораздо шире шекспировского. Начинается оно с детства Гамлета. В нём ведь сокрыты все мотивы и причины дальнейшего развития событий и переживаний – они для этой постановки важней!
«Все спрашивают меня – не чувствовал ли я нехватки слов? Отвечаю, – я так счастлив поработать наконец без них! Все великие писатели – Пушкин, Чехов, Шекспир – знают, что слова на самом деле не работают. Эту трагедию мы не рассказываем здесь, через неё с помощью танца мы передаём эмоцию, которая как раз в своём выражении не ограничена», – отметил Деклан Доннеллан.
О партитуре думали долго. Это теперь Деклан Донналлан говорит: связь между «Гамлетом» и Шостаковичем существовала для него всегда. Ведь оба жили в эпоху «подавленного и скрываемого». Изначально же была даже идея специально заказать музыку.
«Хороший композитор расписан на очень много лет вперед. Поэтому, к сожалению, мы получили отказ. И сейчас мы понимаем, что к счастью – потому что когда мы нашли Пятую и Пятнадцатую симфонии Шостаковича, то поняли, что это наш первый и второй акты. До нас была написана музыка гениальная абсолютно, которая точно соответствует нашему либретто», – рассказал хореограф Раду Поклитару.
Главный акцент в этой истории – на теме потери. Восемь смертей за два часа – артистам балета надо было не просто станцевать, пережить!
«Нас очень часто всех ругают за то, что за последнее время из театра уходит театр – сегодня как раз тот самый случай – когда театр возвращается на нашу сцену!» – заявил художественный руководитель балета Большого театра Сергей Филин.
Искушенный русский зритель «Гамлета», танцующего на сцене, видит всё же впервые. И удивится он, скорее всего тому, что «как станцевать "быть или не быть"» – здесь не вопрос.