Исполнилось 75 лет со дня рождения режиссёра Игоря Шадхана
Исполнилось 75 лет со дня рождения режиссёра документального кино, лауреата международных кинофестивалей Игоря Шадхана. Мальчишкой он был из тех, кого называют трудными подростками, настоящий шалопай. Но всё-таки отучился потом успешно в Ленинградском театральном институте и нашёл свой собственный путь и метод в документальном кино. Герои в картинах Шадхана – все очень разные люди. И, по словам режиссёра, бывшего помощника вора, стоявшего на прополе, он всегда старался понять, зачем каждого из них мама родила и Бог создал.
Игорь Шадхан – из того поколения документалистов, которые через публицистику старались понять жизнь. Его главный профессиональный интерес – человек во всех проявлениях.
«Всегда казалось, что я даю человеку возможность в кадре быть лучше, чем он есть на самом деле», – говорил кинорежиссер.
Он прошел большой путь. Начинал на телестудии Воркуты. Потом работал в Норильске. Большую часть жизнь – в северной столице. Десятисерийная эпопея о Гулаге. Девять фильмов о Темирканове. Он умел глубоко погружаться в материал.
«Он умел все. Поставить театральный спектакль, умел вести ток-шоу, умел сделать репортаж. Он сделал балет, знаете ли вы об этом? И два художественных фильма», – поделилась вдова Игоря Шадхана Наталья Кугашова.
Брался и за политические темы – снял несколько фильмов о президенте Путине. Феномен Шадхана в том, что независимо от взглядов его ценили все кинопрофессионалы.
«У наших документалистов у многих не хватает ни таланта, ни воли длительно наблюдать человека. Мы так, раз – поклевал и побежал. Шадхан был человеком сосредоточенным, умным и он мог длительно и разумно наблюдать, как меняется жизнь человека. Как вообще человек меняется», – отметил кинорежиссер Сергей Мирошниченко.
Редкое качество – в своих фильмах он не стремился выразить себя, но хотел показать своих героев. Сегодня его метод работы называют «объективный реализм».
«Шадхан был в этом плане представитель реалистической тенденции в документалистике, когда, как Станиславский говорил, режиссер умирает в актерах, точно так же документалист как бы умирает в своем материале. То есть он его понимает, он его осмысляет, он его отражает, он его отбирает», – прокомментировал киновед Кирилл Разлогов.
А сам остается невидимым. Благодаря этому по фильмам Шадхана можно изучать само время.