В столице обсудили проблемы современного литературного процесса
Сегодня в Москве состоялось Российское литературное собрание. Его работу разбили на две части – сначала прошли круглые столы, затем президент Владимир Путин открыл пленарное заседание. Главная цель этого весьма представительного форума – найти решение самых насущных проблем современного общества. Как можно остановить обеднение языка, оскудение мысли и, как следствие, одичание душ? Рассказывают «Новости культуры».
Литературное собрание получилось не только литературным. Более 700 участников форума – люди самых разных профессий: писатели, критики, издатели, актёры, представители великих фамилий поднимали наболевшие вопросы внутренней и внешней политики, социальные, законодательные. И, конечно, собственно литературные. Открывая заседание, Владимир Путин констатировал главная и общая тревога – падение интереса к книге. В среднем лишь девять минут в сутки отводят чтению книг жители некогда самой читающей страны в мире.
«Ситуацию нужно, конечно же, исправлять, – отмечает Владимир Путин. – Во всяком случае, нужно попытаться это сделать. И в первую очередь – пересмотрев программы преподавания литературы и русского языка, особенно в старших классах. Сегодня этим предметам отведено мало времени – не соразмерно их значимости».
Проблемы школьного образования принимают драматические масштабы – уверены участники встречи. Станислав Говорухин вспоминает историю, которая произошла в одной из российских школ.
«Учитель прочел классу, где были в основном дети из русских семей, стихотворении Пушкина: “Бразды пушистые вздымая, летит кибитка удалая, ямщик сидит на облучке в тулупе, красном кушаке”, – говорит Станислав Говорухин. – Из всего этого четверостишья дети знали только три слова: летит, сидит и пушистые. О чем же вы говорите? Конечно же, уже нужно бить во все колокола».
Наталья Солженицына полагает, что воспитывать читателя необходимо с самого раннего возраста.
«Наши родители по всей стране как-то это понимают, – отмечает Наталья Солженицына. – Потому что наши дети до школы занимают, чуть ли не первое место в мире по умению читать. То есть им дают это родители. А школа потом это роняет. То есть наша программа школьная, то, что пришло на смену классическим букварям – это слезы просто».
В несуразностях в образовании, по мнению президента, виноват так называемый «креативный класс». Чиновники Министерства образования – люди творческие, но иногда перебарщивают. Вот и результат – излишние сложности, часто непонятные никому. В решении многих проблем, уверены участники, может помочь создание так называемого Российского Литературного общества.
СХ ШОЛОХОВ
«Изначально видится, что это должна быть структура, возможно, в форме фонда, возможно – общественной организации, но которая однозначно была бы надправительственной структурой, – говорит директор музея-заповедника М.А. Шолохова, внук М.А. Шолохова Александр Шолохов. – Которая не будет диктовать, а будет работать на духовность страны».
Русскую литературу и русский язык, по мнению президента, нужно сделать мощными факторами идейного влияния России в мире. Президент также напомнил, что русский язык для многонационального народна нашей страны всегда играл объединяющую роль. Так и должно быть и сейчас.
«В России немало ярких молодых авторов, работающих на своих родных, национальных языках, – говорит Владимир Путин. – В их творчестве отражена самобытность и красота нашей многонациональной страны. И нам сегодня нужно подключить к процессу перевода на русский язык лучшие литературные силы».
Для поддержки современных авторов, как рассказал Владимир Путин, уже учреждена премия президента Российской Федерации. Она будет вручаться за произведения для детей и юношества уже со следующего года. Кстати, 2014-й объявлен годом Культуры. Ожидается целый ряд мероприятий, связанных с русской словесностью. Одной из инициатив, по словам президента, станет предание государственного статуса программе поддержки чтения.
Новости культуры