80 лет назад открылся Литературный институт имени Горького
«Неужели там действительно учат писать книги?» - таким вопросом при упоминании Литературного института задаются многие. Ответ однозначный – нет. Зато здесь, что называется, «ставят руку» тем, кто уже умеет писать. Конечно, литераторами, на выходе из ВУЗа, становятся не все. И всё-таки, многие из тех, кем сегодня гордится отечественная словесность, начинали в стенах Литературного института имени Горького. Он открылся 80 лет назад – в декабре 1933 года. Рассказывают «Новости культуры».
Литературным институтом это здание в центре Москвы, на Тверском бульваре, стало в 1933 году. Но с русской литературой оно было связано гораздо раньше.
В этом доме родился Герцен. А в середине XIX века здесь собирался литературный салон, где бывали Гоголь, Белинский, Чаадаев, Аксаковы. Потом тут разместилось издательство – а в начале XX века – разные литературные организации. Свои поэтические вечера проводили Маяковский, Есенин, Блок.
По этим стенам и коридорам сейчас, возможно, и не скажешь, что здесь есть «гений места». Капитального ремонта институт ждет давно. А в этом, «налитературенном» месте, как тут говорят, гордятся легендами о знаменитых жильцах и выпускниках.
Есть и история – то ли загадочная, то ли правдивая – о том, что сюда хотела поступать Зоя Космодемьянская. Особенно после знакомства с Аркадием Гайдаром.
«Эта тема многих интересовала в нашем институте, и мы искали какие-нибудь документы, рукописи, чтобы выяснить, что она писала – стихи, прозу? Но война вмешалась в эти планы», - рассказывает писатель, профессор Литературного института имени А.М. Горького Александр Рекемчук.
Тех, кто Великую Отечественную прошел, «писателей-фронтовиков», которые в 45-м стали поступать в Литинститут, – в военной форме, раненые, с орденами – Александр Рекемчук помнит не понаслышке. Был среди них.
«Юрий Бондарев пришел в Литературный институт уже с тремя медалями за отвагу на груди, что было редкостью тогда. Эдуард Асадов - поэт, он сидел с повязкой черной. Он ослеп на фронте. И рядом с ним сидела его подруга и жена и писала конспекты лекций», - отмечает Александр Рекемчук.
В те годы и позже, в 60-е, когда здесь учились Астафьев, Рождественский, Евтушенко, Ахмадулина, Вампилов, в литинститут, казалось, не попасть. 20 человек на место!
«Конкурс остается большим, это 8-10 человек на место, и, что особенно любопытно, что в конкурсе все больше и больше принимают участие молодые люди из регионов России», - отмечает ректор Литературного института имени А.М. Горького Борис Тарасов.
Они посещают не только лекции, но и творческие мастерские. По прозе, публицистике, драматургии, детской литературе. По поэзии – почти 20 лет ведет Евгений Рейн.
«Никого нельзя сделать поэтом или писателем. Можно подготовить, можно расширить кругозор, можно включить как-то в литературную среду. А уж станут ли они поэтами, – это от них зависит», - считает поэт, профессор Литературного института имени А.М. Горького Евгений Рейн.
«Мы вам тут не позволим хемингуэвщину разводить!» - прикрикнул однажды на студентов (фронтовиков) ректор Литинстита Федор Гладков, классик соцреализма, автор романа «Цемент». Сегодняшние студенты Литературного читают Эрнеста Хемингуэя в рамках курса мировой литературы. И каждому из них этот вуз дает возможность оставить в ней и свой след.
Новости культуры