Архитектурный совет решил судьбу территорий, прилежагающих к Донскому монастырю
Донской монастырь в Москве – один из самых красивых – иногда называли "архитектурным кладбищем". Все потому, что с 1934 года здесь находился Музей русской архитектуры, и в него привозили фрагменты уничтоженных памятников. Теперь стены самого монастыря могут стать пусть и не уничтоженной, но второстепенной архитектурной величиной. В 2005 году Постановлением правительства Москвы границы объединенной охранной зоны, в которую входит монастырь, были скорректированы. Рядом с обителью предполагается возвести две башни высотой в 70 и 75 метров. Судьбу прилежащих к Донскому монастырю территорий сегодня решали на заседании архитектурного совета Москвы. Мнения разных сторон выслушали "Новости культуры".
Две 70-метровые башни жилого комплекса могут появиться в охранной зоне древнего Донского монастыря. Архитектурный совет, похоже, не сумел повлиять на будущее района, в котором еще остались крупицы исторической Москвы. 15 мэтров градостроения словно разбились на несколько фракций: не одобрявших, защищающих проект либо вносящих в него коррективы. Американский партнер проекта считает, что нью-йоркский стиль высоток 1920-х годов для Москвы характерен со сталинских времен. Ханс Штимманн – архитектор, строящий Берлин после воссоединения западной и восточной Германии, к делу подходит прагматично.
"По-моему, следовало бы убрать угловую аркаду и соединить общественную часть с бульварной. Чтобы добавить пространству больше социальных функций", – говорит он.
Юрий Григорян и Евгений Асс выступают против гигантских строений в охранных зонах, где их высота по закону не должна превышать 45 метров, чтобы не нарушать ансамбль Донского монастыря.
"Дом вдвое превышает высоту, которая была бы здесь уместна. Метров сорок – это была бы хорошая высота для этого места. И непонятно, почему жилой дом какой-то должен становиться доминантой", – поясняет архитектор Юрий Григорян.
"Если эти дома вынуждены будут признать необходимыми к строительству на этой территории, то они должны быть уравнены в правах с окружающей застройкой", – добавляет архитектор Евгений Асс.
Донские бани постройки 1940-х годов, образец конструктивизма, – еще один аргумент противников строительства жилого комплекса. Против их сноса выступают градозащитники. Однако памятником бани не признаны, и мнения насчет их ценности разнятся.
"Это не самый удачный образец конструктивизма, а уж в каком состоянии они находятся в настоящее время, с точки зрения гигиены в том числе, никакой критики они не выдерживают. Желание снести и построить на этом месте жилой комплекс, наверное, сегодня вполне оправданно. Тем более, что тема социального общения как функции городской бани себя изжили", – полагает член президиума правления Союза архитекторов Алексей Воронцов.
70-метровые башни в качестве доминанты – что лакмусовая бумажка современности. Доминантой обычно был самый важный для общества объект.
"Хотим мы, чтобы этой доминантой была заменена старинная двухсотлетняя доминанта здесь – Донской монастырь или Донское кладбище, с его мемориалом жертв политических репрессий? Не уверен я, что мы всего этого хотим", – замечает координатор общественного движения "Архнадзор", член Общественной палаты Российской Федерации и Совета при президенте Российской Федерации по культуре и искусству Константин Михайлов.
Однако попытки призвать застройщика уменьшить высотность выглядят неубедительными.
"Когда проект прошел экспертизу, это невозможно. Все документы уже вышли, сделана вся рабочая документация. Это я не представляю себе как", – замечает председатель совета директоров организации-застройщика Леонид Казинец.
Несмотря на то, что большинству экспертов такие архитектурные проекты явно не по душе, они голосуют за, ведь их судьба решена уже несколько лет назад.
"По Москве, а тем более по Подмосковью, таких ситуаций, когда власть сначала выдает инвестору все разрешения, а потом просто меняется власть, и это все меняется, их много. А это убытки в несколько миллионов. Мое лично мнение заключается в том, что с бизнесом нужно вести себя достаточно этично", – говорит архитектурный критик Григорий Ревзин.
Окончательное решение по строительству жилого комплекса теперь за городскими властями. Результаты будут известны через месяц.
Новости культуры