К юбилею театра «Et cetera»
Театр «Et cetera» отмечает 20-летний юбилей. 23 марта на телеканале «Россия К» – премьера документального фильма «Сан Саныч наш, Калягин!», рассказывающего о создателе этого театра Александре Калягине (18:20) и премьера спектакля «Шейлок» (16:15).
В 1993 году на театральной карте Москвы появился новый театр «Et cetera», созданный Александром Калягиным со своими выпускниками Школы-студии МХАТ. Он мечтал построить театр-дом, в котором поселились бы любовь, доброта, справедливость, страсть к творчеству и… et cetera... Ведь в переводе et cetera означает «и так далее, и тому подобное, и прочее», по сути, – это многоточие. И в жизни, и в искусстве, и в отношениях между людьми для Александра Калягина «многоточие всегда казалось самым важным знаком в орфографии. Это знак, который подразумевает какое-то продолжение, развитие, бесконечное движение».
В документальном фильме «Сан Саныч наш, Калягин!» (23 марта, 18:20) об артисте, режиссёре и его театре рассказывают Александр Адабашьян, Роберт Стуруа, Армен Джигарханян, Виктор Вержбицкий, Игорь Золотовицкий, Владимир Симонов, Ирина Гордина, Людмила Дмитриева… Использованы материалы из архива театра «Et cetera», личных архивов Александра Калягина. Включены фрагменты фильмов и сцены из спектаклей с участием Калягина.
Александр Калягин не любит внимания к себе, не терпит юбилеев, неохотно даёт интервью… Мол, всё уже рассказал, обо всём поведал. Собственный автопортрет написан. Ему интереснее говорить о своем детище – театре «Et cetera». «Театр – это множество тайн, постигнуть их все не удастся никому. Но каждой своей постановкой мы открываем хоть одну, но маленькую тайну. Мы не ставили себе специальной цели, но так случилось, что наш репертуар составлен почти сплошь из оригинальных названий. Наверное, это ни хорошо, ни плохо, что мы играем репертуар из малоидущих пьес, но это свойство нашего театра, и мы его попробуем сохранить. Мы в постоянном поиске своего театра, и мы открываем его через своих артистов, своих режиссеров, своих драматургов».
«Александр Александрович – романтик, он всё время мечтает о каком-то идеальном театре, – считает генеральный продюсер «Et cetera» Давид Смелянский, – В детстве мама ему построила деревянный театрик, где он устраивал представления для соседей. Как эта сказка началась, так он и несёт её через всю жизнь. Он придумал театр, аналогов которому нет, более того театра с таким же названием в мире нет. Калягину приходится постоянно доказывать необходимость существования «Et cetera». Театр такой организм, что пока ты держишь руку на пульсе, чувствуешь, чем дышит, театр живет. Как только ты снимаешь руку с пульса театра, между вами пропадает связь, он умирает. Калягин держит руку на пульсе тела театра 24 часа в сутки. Как сказал Георгий Товстоногов, «театр – это добровольное рабство». По такому принципу живет Калягин и его театр».
Коллеги по театру и работам в кино утверждают, что Александр Калягин человек с уникальным отношением к жизни. Ему присущи лёгкий цинизм, юмор, ирония и самое главное – самоирония, которую Калягин демонстрирует, рассуждая о возрасте: «Возраст, увы, подошел такой, что зачастили по ночам мысли, как уйти. Есть три варианта: по-английски, то есть, не прощаясь; по-русски – наломать такого, чтобы запомнили, или по-еврейски – попрощаться и не уйти… Что такое возраст? Может быть, конечно, пора сесть на скамейку и провожать взглядом женщин, собак, машины. Но не готов. На скамейке не усижу, так что покоя не будет ни мне, ни людям. Надо столько успеть. Я – жадный до жизни. Люди ищут дорогу к счастью, не понимая, что дорога – это и есть счастье».
23 марта в 16:15 – премьера спектакля театра «Et cetera» «Шейлок» по пьесе Уильяма Шекспира «Венецианский купец» в постановке Роберта Стуруа с участием Александра Калягина, Людмилы Дмитриевой, Виктора Вержбицкого.
Пресс-служба телеканала «Россия К»