Большой театр готовится к премьере балета Игоря Стравинского "Весна священная"
«Весна» в Большом состоится при любой погоде. Завтра в столице открывается фестиваль, посвящённый столетию балета Стравинского «Весна Священная». Скандальная премьера 1913 года стала вехой в истории музыки и искусства танца. Интерпретировать творение Стравинского за прошедшее столетие брались ведущие хореографы. В Большом покажут версии Мориса Бежара, Пины Бауш и восстановленную хореографию Вацлава Нижинского. Но для открытия фестиваля в театре выбрали собственную трактовку. Нашлось в программе место и современным балетам. Рассказывают «Новости культуры».
Эта генеральная репетиция – на зрителя, по своему нерву, накалу – почти как премьера. В зале яблоку негде упасть: на авангард в Большой идут, чтобы собственными глазами увидеть ту самую «Весну священную», которую с белого листа поставила Татьяна Баганова. Испытание контемпорари-данс выдержали не все артисты Большого.
«Постановочный период длился четыре недели, и вот уже одну неделю мы на сцене и еще одна неделя - это сами спектакли, – говорит Татьяна Богданова. – И вот весь процесс занял шесть недель, и это - очень сжатый срок, стрессовая ситуация».
Артистам пришлось ломать себя – танцевать с ходу такую хореографию смогли не все. Воздушные сильфиды почувствовали притяжение земли. Танцоры в армейских ботинках с лопатами отправились не только на поиски воды, но и освоили новый стиль: пришлось забыть балетные позиции и танцевать по другим законам.
«Понимаешь, что раньше ничего такого не делал, – признается солист балетной труппы Большого театра Алексей Торгунаков. – Здесь как в космосе, приходится заново себя изучать. Если в классическом танце мы привыкли вытягиваться и подтягиваться над землей, чтобы казаться выше и легче, то здесь приходится приземляться».
В Большом признаются: в таком стрессовом состоянии никогда не готовили премьеру. До конца никто не знал, каким получится на выходе этот спектакль.
«Нам удалось сохранить свою премьеру, но какой будет спектакль – судить вам, судить зрителям, – отмечает и.о. худрука балетной труппы Большого театра Галина Степаненко. – Для наших артистов это была по-настоящему новаторская работа».
Не только «Весна священная», но и «Квартира»Матса Эка тоже потребовала сил на пределе. Здесь только звезды. Шведский хореограф, поставил в 2000 году балет для Парижской Оперы и вот добрался до Москвы, где его так ждали.
«Когда создаешь произведение, всегда есть личное, – говорит хореограф. – Но личное – не частное, балет выходит за эти рамки. Когда его смотришь, можно увидеть большие обобщения, и, главное, тот контакт, который появится между залом и артистами».
Прима Мариинки Диана Вишнева мечтала о работе с Матсом Эком давно, и вот этот шанс выпал. Она здесь, в Москве. «Я считаю это огромный шаг Большого театра, что они заполучили Матса Эка, сделали премьеру и дали артистам поработать с таким великим, выдающимся хореографом», – говорит Диана Вишнева.
Партии называются непривычно для балета – «Дверь», «Плита», «Телевизор»и даже... «Биде». Мария Александрова признается: никогда еще так весело не проводила время у плиты и с пылесосом. Но жить в этой квартире ей нравится: «Пройдет сто лет, и спросят какой был мир в XXI веке, а вот таким, когда у каждого своя дверь, своя плита, свой диван, свой телевизор, свой унитаз, и кажде утро мы начинаем с того, что встаем на общий пешеходный переход и куда-то бежим», - отмечает Мария Александрова.
Этот особый стиль дался не просто. Образы, люди, предметы - за каждым своя история. Матс Эк любит наблюдать и выдвать неожиданные, парадоксальные решения…в этой квартире много сюрпризов
«Это было довольно сложно: двигаться широко, пластично, красиво, но при этом не использовать привычные нам классические шаблоны», - говорит солист балетной труппы Большого театра Ян Годовский.
Зал принял «Квартиру» восторженно. Казалось, зрители узнавали в этих персонажах себя, своих друзей. Возник контакт, о котором хореограф говорил танцовщикам. Это почувствовали и публика, и артисты. Но сам Матс Эк пока не торопится с прогнозами. Держит кулаки до премьеры.
«Он нам еще ни разу не сказал "Yes", - рассказывает прима-балерина Большого театра Марьяна Рыжкина. - Говорит, близко, близко... Я надеюсь, что мы, все-таки, дойдем до финала». Но за кулисами Матс Эк не скрывает, что доволен.. И не он один: его асситстент Марико Аояма не сдерживает эмоций. Жизнь в этой квартире обещает быть долгой.
Новости культуры