Сенсация в Третьяковской галерее
В Третьяковской галерее – сенсация. Картина «Девушка с нотами», которая считалась написанной русским художником – оказалась голландкой, да и по возрасту – старше на полтора века. Теперь её расположили поближе к «соотечественникам», пусть и младшим: к выставке, посвященной русской и голландской живописи первой половины XIX века. В хитросплетения этого уникального открытия посвятили журналистов. Рассказывают «Новости культуры».
О том, что в запасниках Третьяковской галереи хранится произведение известного западноевропейского мастера круга Рембрандта, помог узнать случай. В киоске музея закончились каталоги живописи XVIII века. Готовя новое переиздание, в музее решили перепроверить некоторые факты. И в частности, была проведена экспертиза этой картины, которая у специалистов давно вызывала вопросы.
«Я занимаюсь исследованием русской живописи более 40 лет именно в технологическом плане, – рассказывает сотрудник отдела научной экспертизы ГТГ Иоланта Ломизе. – И за эти 40 лет у меня накопилась масса признаков обязательных для русской живописи. Встреча с этим произведением сразу показала мне, что все написано не так, как это принято в России».
В архивах Третьяковки эта картина числилась под названием «Девушка с нотами». На оборотной стороне подпись: Петр Нестеров, 1797-й год. Нетипичный для этой эпохи почерк, которым была сделана подпись, манера письма, использование жесткой кисти и некоторые другие детали дали повод экспертам искать автора картины не в России, а в Европе. Сомнения развеяли коллеги из Пушкинского музея. Специалисты по западноевропейскому искусству моментально признали почерк художника Якоба Адрианса Баккера, одного из крупных голландских живописцев, жившего в Амстердаме в начале XVII века и пользовавшегося большой популярностью.
«Конечно, это событие уникальное, – отмечает генеральный директор ГТГ Ирина Лебедева. – Это известный мастер, который жил в окружении Рембрандта. Но, конечно, никаких планов передавать в тот или иной музей у нас нет, потому что существует музейное собрание зафиксированное, и на данный момент для нас это предмет исследования серьезного и продолжения этого исследования».
В Третьяковскую галерею картина попала из государственного музейного фонда, распределявшего по музеям национализированное имущество в 27-м году. Эта дата очень важна, отмечают специалисты.
«Я специально про это говорю, потому что пройдет информация в прессе, прибегут сотрудники голландского посольства и скажут, что у вас картина из категории реституционных, – говорит заведующий отделом искусства старых мастеров ГМИИ имени А.С.Пушкина Вадим Садков. – Вот на это нужно сразу обратить внимание, что это не та картина».
В Третьяковской галерее считают эту историю прекрасным послесловием к только что завершившемуся перекрестному году России и Нидерландов. Правда, одним именем в русском искусстве, возможно, стало меньше. В музее не исключают, что никакого Петра Нестерова вообще не существовало.
Новости культуры