В Общественной палате прошли слушания по постановке оперы "Тангейзер"
В Общественной палате прошли слушания по ситуации, сложившейся вокруг постановки оперы «Тангейзер» в Новосибирском государственном академическом театре оперы и балета. Решение суда, который оправдал бывшего директора театра и авторов постановки, как и решение снять оперу с репертуара, многих не удовлетворило.
Собравшиеся считают, что «Тангейзер» расколол общество на два лагеря – оскорбленных верующих и тех, кто выступает апологетом свободы творчества. А это заседание в Общественной палате, то есть уже на федеральном уровне – первый шаг к примирению этих лагерей.
Правда, за круглым столом большинство говорит от имени первых. Замминистра культуры Владимир Аристархов напомнил о том, что спектакль был поставлен на средства из госбюджета, а госзаказ не может быть излишне вольной интерпретацией оперы Вагнера.
«Искусство не является самоцелью все-таки. Самоцель – это благополучие нашего народа, нашей культуры, общества. И когда мы выделяем финансирование на тот или иной проект, мы должны думать об этой глобальной цели – насколько данное финансирование помогает ее достичь», – прокомментировал он.
Директор «Золотой маски» Мария Ревякина, напротив, на примере Пастернака, Булгакова, Мандельштама говорит о тех некогда гонимых, кто сейчас – классики.
«Я за диалог, за территорию диалога. Это не территория уголовного кодекса, искусство дает человеку то, что не может дать никакая другая сфера. Человек может что-то пересматривать в себе, переоценивать в себе после того, как он общается с живым театром», – сказала она.
В живом театре – Новосибирском – сейчас большие изменения. Директора Бориса Мездрича уволили, на его место поставили директора Михайловскго театра, Владимира Кехмана, который первым делом убрал из репертуара Тангейзер. Хотя может и вернуть – по крайней мере, об этом говорит. Изменения в спектакле внесли еще при Мездриче – как только православные активисты забили тревогу, увидев постер с распятым на бедрах Венеры Иисусом Христом. Постер заменили на белый лист. По словам представителя РПЦ Всеволода Чаплина, верующие не могут больше терпеть подобные оскорбления.
«Люди имеют полное право на мирный протест против любого, в том числе творческого процесса, люди имеют долг протестовать, когда оскверняется что-то, что для них гораздо более дорого, чем земная жизнь, и конечно верующие протестуют и будут протестовать. Конечно, у них нет в руках государственной системы», – заявил председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества.
Обсуждение затянулось на три часа – вспомнили и «Левиафана», и Макаревича, и советскую цензуру. Цитировали и президента Владимира Путина.
«Он все время напоминает нам, что всегда должны существовать взаимная ответственность, взаимная ответственность художника перед обществом и наоборот. На это, мне кажется, нужно обратить основное внимание – как нам прийти к взаимному уважению», – отметил советник президента РФ по культуре Владимир Толстой.
С этим предложением согласились единогласно. Два лагеря должны пожать друг другу руки. Перед этим – тоже решено единогласно – виновные должны извиниться.