Сегодня 80-летний юбилей отмечает Виктор Пикайзен
Сразу две даты – 80-летний юбилей и 70 лет творческой деятельности – отмечает Виктор Пикайзен – выдающийся виртуоз, один из самых известных интерпретаторов Паганини. Впервые музыкант вышел на сцену Большого зала московской консерватории в 1947-м. В свой юбилейный вечер виртуоз снова сыграет там, где началась его большая музыкальная история. Рассказывают «Новости культуры».
«Когда-то Леонид Утесов, с которым я был в очень хороших отношениях, он сказал, что юбиляром надо родиться, – вспоминает Виктор Пикайзен. – Так вот, артистом тоже надо родиться».
Виктор Пикайзен, музыкант-вундеркинд, уже в девять лет вместе с симфоническим оркестром сыграл Концерт Венявского. Потом стал учеником «короля скрипачей» Давида Ойстраха, единственным, кто занимался у него со школы имени Гнесиных до аспирантуры Московской консерватории.
«Это с Давидом Федоровичем Ойстрахом в годы учебы, – показывает фотографии музыкант. – Это я зашел после концерта поздравить моего учителя с блистательным исполнением концерта Бетховена. Когда я к нему впервые пришел, мне было 11 лет, он спросил: “Что ты играешь?” Я говорю – фантазию Венявского “Фауст” и концерт Чайковского. Он – “А что ты будешь играть, когда вырастешь?”»
Когда вырос, Виктор Пикайзен сыграл практически всю скрипичную классику. Не раз исполнял Хачатуряна и Бориса Чайковского, которые посвящали ему сочинения. Установил настоящий рекорд – 77 раз сыграл 24 сложнейших каприса Паганини.
«Я был второй исполнитель этой программы, – рассказывает Виктор Пикайзен. – Первый был Леонид Борисович Коган. Он показал, что это возможно. И это мечта каждого скрипача это сыграть».
Он воплотил и еще одну мечту каждого скрипача. Играл на скрипке Паганини, это был подарок за победу на конкурсе в Генуе. А потом и сам стал обладателем удивительного инструмента 1774 года, работы Лоренцо Старионе.
«Я на ней уже играю 41 год, – говорит Виктор Пикайзен. – Не так популярен мастер, не такое имя, но совершенно замечательно звучит!»
Одной из его самых ярких побед стал Первый международный конкурс имени Чайковского. Ученики Ойстраха были вне конкуренции. Виктор Пикайзен занял второе место. До сих пор, выходя на эту сцену, он вспоминает и то волнение, и ту удивительную атмосферу Большого зала консерватории.
«Это лучший зал в мире, – считает музыкант. – И по акустическим данным, и по красоте, во всех отношениях, думаю, что подобного зала больше в мире нигде нет».
Как и Ойстрах, Пикайзен первый урок начинает с Моцарта. Он, как лакмусовая бумажка, сразу выявляет, на что способен ученик. Будущих скрипачей воспитывает годами, преподает так, как учили его, не только музыке, но и живописи, искусству в целом, говорит, чтобы «линия не рвалась».
«Я была в другом месте. – рассказывает ученица Центральной музыкальной школы при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского Махо Наканиси. – В Швейцарии, Германии, Англии и Америке. И он занимается не как все, а постепенно. И объясняет все прекрасно».
«Все свои дела он откладывал на потом, и ученики для него были на первом месте, – аспирант Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского Екатерина Луковская-Куликова. – Это поразительный случай».
«Тот дух, который творит в классе Виктора Александровича, он помогает, – добавляет студент Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского Николай Цинман. – Это, прежде всего, наверное, благоговение».
Вместе со своими учениками Виктор Александрович репетирует скрипичное трио Вивальди. Это один из номеров юбилейного концерта к 80-летию маэстро. Его исполнят с оркестром «Московия» под управлением Эдуарда Грача.
«Человек, который играет в 80 лет – это огромная редкость, – отмечает народный артист СССР, художественный руководитель, дирижер камерного оркестра «Московия» Эдуард Грач. – Это только огромная любовь к музыке, огромная любовь к скрипке, преданность своему делу».
Никакие заслуги, звания и победы не изменят для Виктора Пикайзена его графика, в котором, несмотря на возраст, на первом месте – ежедневные упражнения – продолжение романа с любимой и единственной – скрипкой.
Новости культуры