"Посторонний" в "Современнике"
Вывести на Другую сцену театра героев знаменитого произведения Альбера Камю взялась режиссер Екатерина Половцева. Она отказалась от буквального перевода прозы в драму и решила следовать за эмоциональной природой повести Камю. Как ни один другой, именно этот спектакль соответствует концепции демократичного "Современника", считает режиссер. Главные роли отданы молодым актерам, а в массовке задействованы рабочие сцены. Рассказывают "Новости культуры".
Перенести повесть "Посторонний" Альбера Камю на театральную сцену решится не каждый режиссер. Текст от первого лица, воспоминания, размышления главного героя – проза хрестоматийного писателя-философа не самый благодатный материал для постановки. С этим категорически не согласна Екатерина Половцева.
"Для меня это очень важное, действительно, произведение, потому что оно очень долго ждало своего часа. Потому что в настоящее время, я так чувствую, это сейчас очень остро должно прозвучать. Настала пора", – убеждена она.
Режиссер приглашает зрителя к размышлению, глубокому самоанализу. В ее трактовке французский подданный Мерсо из Алжира – герой нашего времени. Он в буквальном смысле ходит по краю пропасти – таково сценическое решение. Зияющие провалы – то яма, куда опускают гроб, то море, откуда появляется красавица Мари. Сцена похорон матери Мерсо превращается в жуткий фарс с участием не людей, а ходячих зомби.
Как после такого не радоваться морю, солнцу и молодой девушке? Мерсо копит газетные глупости, вклеивая их в отдельную тетрадь. Его не интересуют ни повышения на работе, ни перспектива женитьбы на Мари – вялотекущее, серое движение жизни ничто не в силах изменить. Он стремится лишь к внутренней свободе, всегда говорит правду. Вот только слышать ее общество не хочет.
Екатерина Половцева Мерсо не оправдывает. Говорит, его уже оправдал сам Камю. Не эгоист без сердца и души, а человек мыслящий, восстающий против пошлости и навязанных обществом правил.
"Это о человеке, это о том, что человек ценен несмотря на то, что он отличается от других. И убивать только за то, что человек на нас не похож, это неправильно, невозможно", – заверяет актриса Елена Плаксина.
Свою героиню она даже готова принести в жертву этой главной идее спектакля. Ее Мари – лишь яркая краска к образу Мерсо. Роль для Ильи Лыкова на сопротивление. Герой, с которого стоит брать пример, по мнению актера, все же слишком жесток в своей откровенности.
"Посторонний не от того, что он со стороны, а от того, что он видит то, что не видят другие. Он всегда чуть выше, как бы это плохо ни звучало, чуть выше над всеми остальными. Он знает, чем закончится эта история", – поясняет Илья Лыков.
История его героя заканчивается трагедией, как в книге. Но создатели спектакля позволяют себе выйти за пределы ее буквальной трактовки. Сквозь текст Камю пробиваются ростки надежды – это в Мерсо просыпаются чувства.
Новости культуры