Мариинка привезла в Москву оперу Дебюсси «Пеллеас и Мелизанда»
Валерий Гергиев представил в Большом театре первый спектакль в рамках проекта «Премьеры Мариинского театра в Москве». С 2006 года это традиционная и очень желанная составляющая театрального фестиваля «Золотая маска». В этот вечер на сцену вышли герои, которые, по словам Клода Дебюсси, «не рассуждают, а претерпевают свою жизнь и судьбу» - Пеллеас и Мелизанда. Так называется единственная опера главного в музыке импрессиониста. Рассказывают «Новости культуры».
Историческая сцена Большого в этот вечер превратилась не то в заброшенную фабрику, не то в склад для разного рода хлама. Никакого намека на чудесный лес или прекрасный замок, что были в пьесе Метерлинка и в опере Дебюсси. Английский режиссер Даниэл Креймер Пеллеаса и Мелизанду заставил разгуливать среди заплесневелых камней и ржавых бочек, в перепачканных платьях и грязных сапогах.
Все герои оперы у режиссера Креймера – с психическими расстройствами. Действие как будто и вовсе разворачивается в лечебнице для душевнобольных. Такая трактовка импрессионистского шедевра Дебюсси многих критиков и публику шокировала. На премьерных показах в Петербурге некоторые зрители даже покидали зал. Зато актеры в восторге от работы с английской командой постановщиков.
«Это большой подарок для меня – познакомиться и поработать с Даниэлом Креймером, потому что этот режиссер позволил быть в большей степени актрисой, чем певицей», - говорит солистка Мариинского театра Анастасия Калагина.
Валерий Гергиев заявляет: для оркестра Мариинского «Пеллеас и Мелизанда» – тоже, как проверка на прочность. Музыка Дебюсси – трудная, абсолютно непохожая на вагнеровскую, которую музыканты Гергиева исполняют мастерски. Солисты в этой сложной опере, худрук подчеркивает, из «молодежного состава» театра.
«Сегодня, я думаю, вы обратите внимание на этих артистов, которые и живо играют и, по-моему, здорово овладели французским. И не только не в смысле произношения, но и в умении петь на французском», - отмечает художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев.
Эту оперу до сих пор называют одной из самых нестандартных. Здесь почти нет действия. Практически отсутствуют ансамбли. Солисты порой даже не поют – декламируют. Дебюсси партии в этой опере стремился максимально приблизить к интонациям обычной речи. Еще одна особенность – драматургия пауз. Артистам больше, чем обычно, эмоции приходится выражать через молчание.
«Вот режиссер, который ставил, специально слушал эти паузы и ничего не делал вопреки. Мы все находимся во власти этой музыки, этого счета, ритма. Тут как раз все удобно, тут как раз у автора все заложено, все есть», - объясняет солист Мариинского театра Евгений Уланов.
«Пеллеас и Мелизанда» признана в прошлом сезоне одной из самых неоднозначных петербургских постановок. В Москве оперу, не претендующую на «Золотую маску», показывают только один раз. Следом столичную публику ждет еще одна громкая премьера Мариинки – «Сказки Гофмана». Постановка Василия Бархатова самую престижную театральную награду страны может получить сразу в трех номинациях.
Новости культуры