18 февраля 2013, 18:32 18 февраля 2013, 19:32 18 февраля 2013, 20:32 18 февраля 2013, 21:32 18 февраля 2013, 22:32 18 февраля 2013, 23:32 19 февраля 2013, 00:32 19 февраля 2013, 01:32 19 февраля 2013, 02:32 19 февраля 2013, 03:32 19 февраля 2013, 04:32

Архив Андрея Тарковского продемонстрировали прессе

  • Архив Андрея Тарковского продемонстрировали прессе
  • Картинка
    Архив Андрея Тарковского продемонстрировали прессе
  • Архив Андрея Тарковского продемонстрировали прессе
Большинство документов полученного архива – это своего рода первоисточники, свидетельства истинного замысла Тарковского. Архив будет доступен и посетителям музея, и гостям международного кинофестиваля «Зеркало», который носит имя режиссёра.

18 февраля в Москве продемонстрирован журналистам возвращённый на родину архив Андрея Тарковского. Он станет частью коллекции дома-музея режиссёра в Юрьевце Ивановской области. Создатель «Зеркала» и «Сталкера» считал, что художник творит инстинктивно, только потом начинает анализировать, искать объяснения, умствовать. Заметим, что львиную долю такого труда отбирают у него критики. Большинство документов полученного архива – это своего рода первоисточники, свидетельства истинного замысла Тарковского. Архив будет доступен и посетителям музея, и гостям международного кинофестиваля «Зеркало», который носит имя режиссёра. Рассказывают «Новости культуры». 

Бесценный для мировой культуры архив Андрея Тарковского, приобретенный на аукционе «Сотбис» за два с половиной миллиона долларов, – теперь в единственном в России доме-музее режиссера. Неизвестный Тарковский – это 36 кг уникальных документов, которые будут храниться под особой защитой – уже установили сейфы, пожарную сигнализацию и камеры наблюдения.

«Знаете, у нас такие стены толстые, в XIX веке надежно строили. С архивом ничего не случится, он в безопасности», - уверяет директор Музея А.Тарковского Елена Силкина.

На торги архив выставила секретарь Тарковского киновед Ольга Суркова. В нем – документы того времени, когда режиссер пребывал за границей. За бесценный лот на аукционе «Сотбис» развернулась нешуточная борьба. 22 покупателя, среди которых оказался и датский режиссер Ларс фон Триер. Цена росла со скоростью 100 тысяч долларов в минуту. Но для ивановских меценатов победить в торгах – было делом чести. Спустя 30 лет Андрей Тарковский в письмах и фотографиях возвращается на родину. Его откроют для публики в дни кинофестиваля «Зеркало».

«У нас всегда бывает много гостей, всяких неформатных, интересных, неожиданных режиссеров со всего мира. И думаю, что для всех этих гостей, так же, как и для московской культурной общественности, будет очень интересно увидеть открытие этого архива. Соединение архива и фестиваля – это прекрасно», - убежден сценарист, кинорежиссер, народный артист России Павел Лунгин.

Однако особо ценен архив для кинонауки. В нем – режиссерские правки к сценариям фильмов «Зеркало», «Сталкер» и «Солярис», магнитофонные пленки и минипластинки – известно, что Тарковский, будучи за рубежом, не расставался с магнитофоном. Его записанная книга «Запечатленное время» - это готовые лекционные материалы. Для публики особый интерес представляет черновик письма режиссера Леониду Ильичу Брежневу с просьбой показать фильм «Андрей Рублев» в Советском Союзе. Госкино в то время не разрешало Тарковскому снимать, и ему нечем было кормить семью. Для Марины Тарковской главная ценность архива – дневники последних лет жизни брата – с 79 по 86 год. Они издавались по всему миру, в том числе и в России. Но в них – масса неточностей, особенно в немецком варианте.

«Там налицо были подтасовки, искажения. Он был очень небольшого объема, вымарывались имена близких родственников Андрея московских, были странные подписи под рисунками – такое небрежное было издание на немецком языке. Поэтому наличие дневниковых рукописных страниц – а их 800 - это просто замечательно, интересно и, может, это будет канонический текст», - отметила сестра А. Тарковского Марина Тарковская.

В то время, как ивановские музейщики, специалисты по творчеству Тарковского и Министерство культуры готовятся к исследованиям архива, резонанс от его возвращения на родину лишь усиливается.

«Мы стали получать большое количество предложений, связанных с Тарковским. Например, мебель из этого дома та, которая там стояла. Не похожая, подобранная по фотографиям, а именно те вещи, которые после войны были проданы», - рассказывает генеральный директор «Сотбис Россия и СНГ» Михаил Каменский.

Предлагают и рукописи Тарковского, и правленные им сценарии. Эксперты предполагают: благодаря столь громким торгам могут появиться новые мемории, связанные с именем великого режиссера. Главное, вовремя их заметить. Ведь и этот бесценный архив Ольга Суркова неоднократно пыталась продать в России за небольшие деньги. Но об этом почти никто не знал.

 

Новости культуры

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация