Балет Бориса Эйфмана "Роден" показали в Москве
«Золотая маска» одного за другим представляет претендентов на благосклонность жюри, особое место в театральной истории и почёт у публики. Накануне на исторической сцене Большого театра прошла одна из самых громких постановок балетного сезона – «Роден» Бориса Эйфмана. В четырех балетных номинациях высшей театральной премии Петербурга, «Золотой софит», спектакль уже победил. Столько же номинаций у «Родена» и на «Золотой маске». Рассказывают «Новости культуры».
За кулисами Борис Эйфман дает интервью французскому телевидению. Узнав, что российский хореограф сделал балет о Родене и в марте покажет его на гастролях в Париже, съемочная группа прилетела в Москву на «Золотую маску». Роден для французов – национальное достояние. Художник, воспевший в мраморе красоту человеческого тела. Практически то же самое, только в танце, сделал Эйфман.
«Главным героем спектакля является человеческое тело, – говорит Борис Эйфман. – И мы работали с его возможностями, как языка, который способен выразить дух человеческий, эмоции человеческие. Это симбиоз тела и духа в этом спектакле откровенно представлен».
За кулисами гипсовые и глиняные скульптуры. Ведь это балет о великом Родене и его ученице Камилле Клодель. Олег Габышев даже пошел в тренажерный зал, чтобы накачать руки – у скульптора они должны быть сильными.
«Была задача найти новую пластику рук, – рассказывает Олег Габышев. – Это работа с человеческим телом, как с глиной – сложный процесс, как показать. Чтобы и театрально и не фальшиво».
Эйфман в Москве всегда собирает аншлаги. Каждый раз зрители настаиваются на острые ощущения. У хореографа есть две «Золотые маски» – и он снова в номинантах. В интервью Эйфман признался, каждый спектакль делает как последний, но Роден получился таким пронзительным, потому что природа творчества близка и понятна самому Эйфману.
«История скульптора – это, в какой-то степени, история хореографа, – отмечает Борис Эйфман. – И те драматические коллизии, та жертвенность, которую приносит художник ради достижения своих шедевров, то, что мне понятно и близко, поэтому так достоверно и ярко».
На сцене мир Родена обретет такую силу и мощь, что зритель поверит – все так и было. Кажется, что глина в руках Олега Габышева и в самом деле превращается в скульптуры. Их совершенство и красоту танцовщик видел на выставках в Санкт-Петербурге, Лионе, Сеуле. На этом круге, в луче света, Роден Габышева, создаст свое главное творение.
Эйфман вытащил самую драматическую и пронзительную историю любви Родена и Камиллы Клодель – аристократки, ученицы, музы скульптора. Любовь Андреева получив эту партию научилась лепить из глины и пластилина. Она не расстается с ним даже на сцене. Глина последнее утешение ее героини, когда измученная и преданная она попадет в сумасшедший дом. И все это передает танец Эйфмана тоже на пределе возможностей.
«Наш спектакль натянут, как струна, – говорит Любовь Андреева. – Постоянно ты находишься на какой-то грани между пропастью и между гениальностью. Она была гениальным скульптором, но была в тени».
В середине марта, когда «Золотая маска» будет в самом разгаре, «Роден» отправится в Париж. Там в театре Шанс Элизе его уже ждут. Эйфман не боится пристрастного взгляда французов. Для него спектакль уже состоялся, поэтому страсти по Родену он оставляет французским критикам и членам жюри «Золотой маски».
Новости культуры