22 февраля 2013, 19:13 22 февраля 2013, 20:13 22 февраля 2013, 21:13 22 февраля 2013, 22:13 22 февраля 2013, 23:13 23 февраля 2013, 00:13 23 февраля 2013, 01:13 23 февраля 2013, 02:13 23 февраля 2013, 03:13 23 февраля 2013, 04:13 23 февраля 2013, 05:13

Власть и время. Образы русских монархов в современной живописи Петербурга

  • Власть и время. Образы русских монархов в современной живописи Петербурга
  • Картинка
    Власть и время. Образы русских монархов в современной живописи Петербурга
  • Власть и время. Образы русских монархов в современной живописи Петербурга
В Артиллерийском музее выставлены 72 портрета правителей России: от Рюрика до Николая Второго.

Царственные особы глазами художников XXI века. К 400-летию основания Дома Романовых в Артиллерийском музее Петербурга открылась выставка "Власть и время. Образы русских монархов в современной живописи". Историческую достоверность и портретное сходство смогли оценить "Новости культуры".

72 портрета российских правителей. От Рюрика внизу и до Николая Второго наверху. И такое расположение не случайно.

"Если идти от начала нашего, то Рюрика необходимо было помещать вверху. Вероятно, и построчное письмо должно было быть. Но тогда получалось, что языческий Рюрик у нас поднимается над православным великомучеником Николаем Вторым и другими князьями, причисленными к лику святых. И, конечно, сделать было так невозможно", – поясняет искусствовед, куратор выставки Наталья Регинская.

Портреты созданы на основе "Царского титулярника"  старинной рукописи с иллюстрациями русских монархов. Некоторых правителей легко узнать  к примеру, Ивана Грозного или Владимира Красное Солнышко. Но вот что касается других царственных особ: даже те, у кого за плечами историческое образование, не смогли узнать и четверти русских царей. А женские образы и вовсе назвали выдумкой. Некоторые княгини словно сошли со страниц русских народных сказок  в кокошниках и сарафанах. Но это объяснимо, ведь прижизненных портретов династии Рюриковичей почти не сохранилось, чего не скажешь о Романовых.

Портретного сходства удалось добиться не всем художникам. К примеру, изображение последнего российского императора и его супруги. На Николае Втором  красный сюртук и боярская шапка, на Александре Федоровне – костюм, характерный, скорее, для XVII века. Историческая достоверность отошла на второй план.

Это продиктовано художественными канонами. Работы выполнены в парсунном стиле. Парсуна – самый ранний, можно сказать, примитивный жанр портрета. Плоскостное изображение. Голубой фон  отсылка к средневековой фреске. Сходство с иконописью. Эти работы создавали разные художники: и опытные мастера, и начинающие студенты. Видно, что качество портретов разное. Но главное – тема. История России.

"Помните, как у Чингиза Айтматова: "Самое страшное – это потерять память". А эта выставка, так или иначе, заставляет работать память", – говорит директор Музея современных искусств имени С.П. Дягилева Санкт-Петербургского государственного университета Татьяна Юрьева.

К слову, эта портретная галерея одна из самых полных. Художники призывают помнить не только о великих правителях двух династий Рюриковичей и Романовых, но о русских княгинях и царицах, как известно, сыгравших в российской истории не менее важную роль, чем их венценосные мужья.

400-летию императорского дома Романовых наш телеканал посвящает показ многосерийного документального фильма. Смотрите его в выходные. Первую часть – в субботу, 23 февраля, в 15:35. 

Новости культуры

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация