31 января 2014, 10:14 31 января 2014, 11:14 31 января 2014, 12:14 31 января 2014, 13:14 31 января 2014, 14:14 31 января 2014, 15:14 31 января 2014, 16:14 31 января 2014, 17:14 31 января 2014, 18:14 31 января 2014, 19:14 31 января 2014, 20:14

"Вася, ты - Христос!" (Российская газета)

Вечером 29 января на канале "Культура" прошла премьера документального фильма Елены Якович "Василий Гроссман. Я понял, что я умер". В выходные - 1 и 2 февраля в 21.00 - зрители канала смогут вновь увидеть экранизацию знаменитого романа "Жизнь и судьба", снятую в 2012 году режиссером Сергеем Урсуляком с Сергеем Маковецким, Александром Балуевым, Сергеем Пускепалисом в главных ролях.

Вечером 29 января на канале "Культура" прошла премьера документального фильма Елены Якович "Василий Гроссман. Я понял, что я умер".

В выходные - 1 и 2 февраля в 21.00 - зрители канала смогут вновь увидеть экранизацию знаменитого романа "Жизнь и судьба", снятую в 2012 году режиссером Сергеем Урсуляком с Сергеем Маковецким, Александром Балуевым, Сергеем Пускепалисом в главных ролях. Напомню, что в прошлом году этот фильм показывали на канале "Россия 1", он стал самым крупным событием телесезона. И это было еще раз отмечено на этой неделе - кинопремия "Золотой Орел" была вручена и этому фильму, и Сергею Маковецкому. Фильму "Жизнь и судьба" на канале "Культура" будет посвящен и спецвыпуск программы "Наблюдатель", который выйдет в эфир 1 февраля в 22.20.

Но успех картины по великому произведению - это одно, а жизнь и судьба и Василия Гроссмана, и его романа - сами по себе потрясающе житейские истории, про которые можно снимать отдельные многосерийные фильмы. И то, что Елене Якович удалось все компактно и емко, подчеркивая самое главное, рассказать в документальном фильме протяженностью всего в один час - большая заслуга.

Даже ради одной минуты, когда в картине "Василий Гроссман. Я понял, что я умер" впервые показаны кадры, когда из недр ФСБ достают архивы писателя, уже стоило снимать это кино. Пятьдесят два года у спецслужб хранились изъятые 10 тысяч сорок три страницы. Черновики, рукописи, семь машинописных копий романа… И две фотокопии романа "Жизнь и судьба" - "самая большая загадка". Кем сделаны? Для кого? Теперь это все будет храниться в Государственном архиве Литературы и Искусства.

- Александр Солженицын - лагерный волк. Он умел так работать, чтобы ни одно слово не пропало… А Гроссман - лох. Он сам все отдал кагэбэшникам, - с болью говорит в фильме известный критик и литературовед Бенедикт Сарнов. Но все же один экземпляр романа Гроссману удалось сохранить. И у зрителя, который еще об этом не знает, заходится сердце - неужели все пропало… Но нет. Ни единого слова! Архивы - рассекречены, и ничего из литературы не исчезло.

Фильм Елены Якович словно разделен на две части. В первой рассказывается о жизни самого Гроссмана, его детстве - Швейцария, родной Бердичев, который во время смен власти 14 раз переходил из рук в руки. Это потом Гроссман описал в рассказе "В городе Бердичеве", по мотивам которого был снят знаменитый фильм Александра Аскольдова "Комиссар" (тоже картина с непростой судьбой). Война, Сталинград, книга о Треблинке - первая в СССР книга о холокосте, "Черная книга", написанная совместно с Ильей Эренбургом, набор которой рассыпали… "Вася, ты - Христос", - говорил во время сталинградской эпопеи, которую Гроссман прошел от начала и до конца, его близкий друг писатель Андрей Платонов.

Вторая часть фильма - история романа "Жизнь и судьба". Впрочем, вначале он назывался "Сталинград". Для публикации в "Новом мире" Гроссману поставили три условия: первое - сменить название, второе - задвинуть еврейскую тему, третье - написать главу о Сталине. Но это было только начало эпопеи - судьбы романа. Приведена в фильме и знаменитая беседа Василия Гроссмана и Михаила Суслова, которую писатель зафиксировал сразу же после того, как она случилась. Какой она была на самом деле, а что - миф? "Зачем же нам к атомным бомбам. Которые готовят для нас наши враги, добавлять еще и вашу книгу?" - вопрошал Суслов. И продолжал: "Она же опаснее, чем доктор Живаго!"

Наум Коржавин, Владимир Войнович, Инна Лиснянская. Бенедикт Сарнов, Екатерина Короткова-Гроссман - дочь писателя, Федор Губер - его приемный сын… Герои этого фильма и их слова поневоле заставляют задуматься о том, что сегодняшнее поколение, круглосуточно забрасывая слова во Всемирную паутину, даже не знает на самом деле о той цене, которую по-настоящему приходится платить за свои мысли и высказывания. Любая фраза может стать известной всему миру в наше время, и трудно понять, как приходилось писать и прятать целый роман. Что книгу можно было арестовать…

Авторитетный телекритик посоветовал даже тем, кто давно не смотрит телевизор и вынес его вообще из дома, все же найти возможность включить эфир канала "Культура" и посмотреть документальный фильм Елены Якович о Гроссмане. Он знал, что говорит.

Сусанна Альперина
"Российская газета" - Федеральный выпуск №6293 (21)

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация