Редкую коллекцию вееров представляет Владимиро-Суздальский музей-заповедник
«Крыло Амура – веер» – выставка с таким названием открылась в палатах Владимиро-Суздальского музея-заповедника. В экспозиции – около двух сотен европейских и восточных вееров, которые рассказывают об истории этого изысканного аксессуара. Наиболее полно представлены веера эпохи модерн. Коллекцию дополняют литографии из модных парижских журналов и семейные фотографии начала ХХ века.
Про флиртующих даму и кавалера говорили – «У них великое махание». А вот если женщина ломала веер – это говорило о разрыве отношений. Исследователи считают, что тайный язык веера возник в Испании, где нравы были строже, а мужчины – ревнивее. Довели до совершенства язык веера, конечно же, француженки. Веера для первого бала, свадебные, из черепахового панциря и перламутра, бумаги и перьев. Вот этот веер середины девятнадцатого века – один из самых дорогих в коллекции Татьяны Макеевой.
«Видите, изображены вельможи китайские, и у каждого личико небольшое, которое представляет собой небольшую чешуйку слоновой кости, на которой изображено личико, для каждого свое», – поясняет Татьяна Макеева.
За шесть лет хобби Татьяны Макеевой переросло в семейную страсть. Теперь в собрании около трехсот вееров и других предметов дамского туалета. Уникальные вещи супруги привозят из путешествий. Есть в коллекции и мужской веер.
«Они вошли в моду в начале восемнадцатого века, – рассказывает коллекционер Сергей Макеев. – Мужчины были очень кокетливые, носили парики, белили лицо, пудрили, красили, румянили. Но, это продолжалось недолго, после французской революции веер вообще пришел в упадок и мужской веер, в том числе, исчез. И возник снова в эпоху дендизма, это уже 1830 годы и далее».
Веера появились в глубокой древности в южных и восточных странах. Их предшественниками были ручные опахала из пальмовых листьев или перьев. В Россию складной веер пришел в начале восемнадцатого века вместе с реформами и европейскими нарядами, введенными Петром Первым.
«И на этих веерах, на тонкой бумаге и на ткани очень известные художники рисовали достаточно важные вещи: исторические события, сцены ухаживания, амурные сцены, – говорит генеральный директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника Светлана Мельникова. – Веера были двусторонние. И это был достаточно интимный и очень значимый подарок».
Пристальное разглядывание всегда считалось дурным тоном. И тут на помощь вновь приходил веер. Прорези, сеточки, или, к примеру, зеркальце внутри аксессуара – и женщина знала, что происходит за ее спиной. На выставке можно увидеть и точную копию веера знаменитой танцоовщицы и шпионки Маты Хари и мексиканской художницы Фриды Кало.