История электронной музыки на выставке "Пионеры звука"
Центр современного искусства «Винзавод» представляет выставку «Пионеры звука» – вторую в цикле «Фокус на реальность». Она посвящена истории электронной музыки. В противовес виртуальному миру авторы предлагают окунуться в абсолютно реальный мир звуков. На выставке можно увидеть первые в мире синтезаторы, познакомиться с макетами изобретений узников ГУЛАГа, сыграть на таких инструментах, как гармониум, ритмикон, терменвокс.
Принято считать, что электронная музыка в СССР началась с синтезатора АНС, который создал Евгений Мурзин в 50-х годах. Кураторы выставки выяснили, что эксперименты с электронным звуком начались гораздо раньше – с 1910 года. Появились шумовые оркестры, графический, орнаментальный, бумажный звук и новые музыкальные инструменты.
На выставке представлен один из первых в мире электронных музыкальных инструментов – терменвокс, который был изобретен Львом Терменом в 1919 году. Причем на этом терменвоксе может сыграть каждый желающий. А Лев Термен мог воспроизвести на терменвоксе разнообразные классические мелодии.
Отдельный зал на выставке – это советские системы звукового кино. Изобретатель Арсений Аврамов работал над созданием синтетических звуковых дорожек, основываясь на математических расчетах.
«Создание сложной музыки без участия исполнителя, то есть, как сейчас – мы садимся за компьютер и получаем фонограмму. Это успешный проект, он был реализован сразу, в 1930-31 годах. И идея вообще перевода в звук оптических колебаний, графики – не только на кинопленке, но даже на бумаге: вот аппарат "говорящая бумага"», – показывает один из экспонатов куратор выставки Андрей Смирнов.
«Пионеры звука» – это и тонкая параллель между западными и российскими изобретениями в электронной музыке. В рамках проекта австрийский композитор Элизабет Шимана рассказала об австрийском синтезаторе «Мугтониум». Это первый модульный синтезатор, который был разработан изобретателями Максом Брандтом и Бобом Мугом в конце 60-х.
«Этот синтезатор известен каждому поклоннику электронной музыки, – говорит Элизабет Шимана. – После изобретения российскими музыкантами оптических синтезаторов, наши ученые решили сделать модульный – чтобы он мог воспроизводить любые звуки и был самостоятельным инструментом».
Звуковые эксперименты российских ученых и музыкантов длились недолго. Многие из проектов впоследствии были забыты. Новое поколение изобретателей появилось только в 70-х. Они опирались уже на опыт зарубежных коллег.