Фестиваль "Золотая маска" начался досрочно
Российский национальный театральный фестиваль премия «Золотая маска» начался досрочно. Причиной тому – особый интерес жюри к спектаклю Пермского театра оперы и балета «Королева индейцев». Состоялся его единственный показ в столице на новой сцене Большого театра. Новая работа Теодора Курентзиса – это как бы историческая, как бы опера и как бы барочный жанр. Но некоторые критики уже утверждают, что эта постановка – едва ли не новое слово в старом добром театральном искусстве.
«Королева индейцев» Пермского театра оперы и балета изменила просмотры «Золотой маски». Эксперты с Андрейсом Жагарсом приехали в Москву, чтобы увидеть единственный спектакль Теодора Курентзиса и Питера Селларса.
«Мне нравится, что амбиции в Перми, Новосибирске, Екатеринбурге тоже есть, – отмечает режисёр Андрейс Жагарс, – приглашать известных режиссёров, и в то же время, рисковать, давать молодым талантам сделать современное решение классических постановок».
У самой королевы – американки Джулии Баллок – есть все шансы увезти «Золотую маску». Её необыкновенный голос и экзотическая красота потрясли Селларса.
В студентке нью-йоркского колледжа он сразу увидел королеву индейцев. После двухчасового кастинга в Мадриде, певица безоговорочно покорила и Теодора Курентзиса. Чтобы прожить жизнь своей героини – реального, исторического персонажа, от Джулии потребовали не только абсолютного пения.
«Первое, что сказал мне Питер – забудь, что ты – оперная певица. Чем больше будет похож на человека твой персонаж, тем лучше… Я пыталась связать эту героиню с собой. Питер просит крайностей в проживании на сцене. А Теодор просит крайностей в плане вокала. Например, плакать нас цене, кричать – в традиционной опере этого не делают», – рассказывает Джулия Баллок .
Курентзис мечтал о «Королеве индейцев»давно. В Селларсе он нашел родственную душу. Поставив в Мадриде «Иоланту», они взялись за Пёрселла.
Пёрселл не закончил оперу – финал делал его брат. Поэтому Курентзис добавил в партитуру другие произведения композитора. Либретто делали по книге Розарио Агиляр, увидевшей события глазами женщины. Спектакль ставили в Перми, с чистого листа.
«Питер – это человек, который открывает сердце, но с таким вкусом, с таким трепетом, что каждый человек начинает вспоминать, кто он есть, свою настоящую природу и идентификацию. Хотя каждый зритель не похож на других, живёт своей жизнью, имеет свою национальность, в этом произведении он становится просто человеком», – комментирует музыкальный руководитель постановки Теодор Курентзис.
Команда международная. Французы, американцы. Винса И пригласили на спектакль, услышав его в Версале. Минусовая пермская температура контратенора не испугала – наоборот, вдохновила.
«Питер не только говорил, что надо делать, он говорил, какие эмоции я должен при этом испытывать. Мы не просто поём – мы проживаем, постоянно делаем плавные движения руками», – поясняет певец.
О «Королеве индейцев» критики заговорили сразу после осенней премьеры в 2013-м. «Королева» – безусловный лидер по количеству номинаций на «Золотую маску» – их девять. И, кажется, серьезный конкурент для столичных театров.