24 марта 2014, 09:00 24 марта 2014, 10:00 24 марта 2014, 11:00 24 марта 2014, 12:00 24 марта 2014, 13:00 24 марта 2014, 14:00 24 марта 2014, 15:00 24 марта 2014, 16:00 24 марта 2014, 17:00 24 марта 2014, 18:00 24 марта 2014, 19:00

В Александринском театре премьера спектакля "Конец игры"

  • В Александринском театре премьера спектакля "Конец игры"
  • Картинка
    В Александринском театре премьера спектакля "Конец игры"
  • В Александринском театре премьера спектакля "Конец игры"
Знаменитый греческий режиссер Теодорос Терзопулос , основатель афинского театра "Аттис" разработал уникальный метод постановки греческих трагедий – сегодня его изучают в университетах по всему миру. Освоить его пришлось и актёрам Александринки.

В Александринском театре, если пользоваться шахматной терминологией, партия переходит в эндшпиль. К тому же именно так нередко переводят название пьесы Сэмюэля Беккета, классика абсурда. «Конец игры» – премьера спектакля под этим названием – сегодня. От шахматных коннотаций в петербургском театре не отказываются. Ведь и сам автор называл главного героя своей пьесы королем партии, проигранной с самого начала. Поставил Беккета в Александринке Теодорос Терзопулос. Знаменитый греческий режиссер, основатель афинского театра «Аттис» известен и тем, что разработал уникальный метод постановки греческих трагедий – сегодня его изучают в университетах по всему миру. Освоить его пришлось и актёрам Александринки. Ведь режиссер считает Беккета наследником Эсхила. Рассказывают «Новости культуры».

В этой постановке заняты лучшие силы Александринской труппы: Николай Мартон, Сергей Паршин и другие, любимые петербургской публикой, артисты. За полчаса до спектакля за кулисами заканчиваются последние приготовления. Сергей Паршин поправляет грим. Его персонаж – слепой и немощный Хамм – бледен, поскольку долгие годы не покидает маленькую комнату. Актер признается, чтобы лучше прочувствовать роль – он играет в черных очках и с закрытыми глазами.

«Ощущения, я вам скажу – час сорок – ощущения ранее мною не испытанные во время игры на сцене, – признается Сергей Паршин. – Иногда мне кажется, что кресло крутится или уезжает куда-то».

Сидя в инвалидном кресле, Хамм вместе со своим то ли слугой, то ли сыном рассуждают о жизни и смерти. Оба героя ненавидят друг друга и любят одновременно. Беспомощность Хамма заставляет его нуждаться в Клове, и он презирает эту зависимость. А слуга почему-то не находит в себе сил, чтобы покинуть ненавистный дом.

Два черных ящика на сцене – это мусорные баки, в которые Хамм поселил своих родителей. По ходу спектакля они обмениваются воспоминаниями о некогда спокойной жизни.

«Это трагическое семейство, – отмечает Николай Мартон. – И отец такой, уходящий в другой мир и очень унижен. Оказывается, дети могут своих родителей отправить в мусорный ящик и вот там их держать, давая им один сухарик в день».

Кстати, все роли в спектакле исполняют мужчины, хотя в пьесе присутствует и женский персонаж. Герои пьесы обезличены, это скорее образы.

«У Беккета присутствует очень мощный антологический элемент, сущностный, – рассказывает Теодорос Терзопулос. – Он по сути дела отменяет даже категорию пола. Также как это происходит в древней трагедии. Кроме того, мы не должны забывать, что в древнегреческом театре играли только мужчины».

Автор пьесы – Сэмюэл Беккет – классик абсурда, и этим все сказано. Все персонажи как бы неподвижны, сознание их сбивчиво, противоречиво и все время движется по замкнутому кругу. Даже актеры признаются, работать с пьесой было непросто. Текст был не всегда понятен, поэтому сначала его приходилось просто зубрить. Спас положение - режиссер – Теодорос Терзопулос. Греческий маэстро сумел расставить точки в прежде неведомой для артистов системе координат.

«Конец игры» – это не первый опыт работы Терзопулоса в Александринском театре. Восемь лет назад он поставил здесь спектакль «Эдип – царь» по трагедии Софокла. Кстати, в текстах Сэмюэла Бекета режиссер также нашел связь с традициями античных трагедий.

У Терзопулоса особые методы работы - рассказывают актеры. Перед каждой репетицией - 40-минутный тренинг, включающий в себя специальные техники дыхания и физические упражнения на разблокировку энергии.

«Поначалу было очень трудно – все болело, все отваливалось, – говорит Сергей Паршин. – Думаю: Господи, что этот Терзопулос со своим тренингом, мне это надо? Седьмой десяток идет! Нет, теперь как-то я без него и не смогу».

Сам режиссер рассказывает, что использует художественные приемы, которым уже несколько тысяч лет. Хотя, критики, как правило, определяют его постановки как театральный авангард.

Новости культуры
 

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация