Третьяковская галерея готовит к открытию выставку Александра Головина
Настоящий подарок ценителям искусства Серебряного века приготовила Третьяковская галерея. В залах музея на Крымском валу открывается выставка работ Александра Головина. Она приурочена к 150-летию со дня рождения выдающегося художника и сценографа. В подготовке масштабного проекта приняли участие более 20 музеев и частных коллекций. На монтаже выставки побывала съемочная группа «Новостей культуры».
Александр Головин вошел в историю русского искусства, как большой поклонник ботаники. Художник, разводивший у себя дома разные сорта растений и заказывавший семена заграницей, однажды обиделся на газетного критика только за то, что тот перепутал и неправильно указал название цветка в букете на его картине. Для современников он остался фигурой, во многом неразгаданной, «человеком, застегнутым на все пуговицы». При этом слыл щеголем, любил одеваться с иголочки. Все эти маленькие странности и детали лишь подчеркивали главное - талант. Искусствоведы в один голос утверждают: Головин – один из самых ярких театральных художников Серебряного века.
«Люди Серебряного века ходили в театр и видели постановки Головина, вот его это великолепное совершенно оформление, эти брызги колоризма, декоративизма, это входило в сознание, в быт окружающий», – говорит куратор выставки Элеонора Пастон.
Маргарита Чижмак – автор только что вышедшей книги об Александре Головине. Еще год назад к творчеству живописца, выставку которого ей предстояло создать, она относилась без энтузиазма.
«Меня он не интересовал как художник, скажем так, – признается Маргарита Чижмак. – Меня его произведения не трогали так сильно, как произведения его современников: Коровина, Левитана, Нестерова».
Сегодня ее комментарий о художнике, с которыми работали такие выдающиеся режиссеры, как Мейерхольд и Станиславский, звучит с точностью до наоборот.
«Вообще, искусство Головина для меня, после того, как я туда погрузилась, – это такой пленительный мир мечтаний художника, где вымышленное сливается с подлинным, где все живет по законам вымысла и игры», – говорит Маргарита Чижмак.
Во время подготовки к выставке в архивах нашлись воспоминания тех, кто позировал художнику. Оказалось, портреты Головин создавал как иконописец: сначала прорисовывал интерьер, фон, детали одежды, и только в конце брался за лицо. Глаза, самую важную деталь, Головин писал в последнюю очередь. Как будто его не интересовало зеркало души. Но именно здесь, уверена куратор, и кроется загадка художника. Все мысли и чувства он выражал через цвет и свет. В качестве примера искусствовед приводит портрет дочки дворника, которая привлекла его внимание только потому, что ее одежда оказалась подходящего цвета.
«Фрося, дочка царскосельского дворника вошла в квартиру Головина, и он тут же увидел – у него был дар колориста – вот этот ритм: зеленое, белое, красное, – поясняет Маргарита Чижмак. – И он тут же усадил Фросю на банкетку, вокруг нее организовал такой натюрморт, и для него было важно, прежде всего, сочетание цветовое».
Именно так, через цвет и свет, уверены кураторы выставки, нужно воспринимать и картины, и эскизы декораций, и подлинные костюмы Александра Головина, в которых 97 лет назад танцевали «Маскарад» на подмостках Александринского театра, и которые до прошлого года считались утерянными. Их обнаружили в театре в прошлом году в процессе подготовки к этой выставке.
Новости культуры