Валерий Ивченко отмечает 75-летие
Один из ведущих актеров Большого драматического театра имени Товстоногова, народный артист России и Украины Валерий Ивченко своё 75-летие отмечает сегодня творческим вечером. Идёт разговор об актёрской судьбе, о любимых ролях, о разных этапах жизни. За долгие годы работы в театре Ивченко создал массу интереснейших образов. Он вполне универсальный актёр, который способен, как утверждают критики, достоверно сыграть и мужика, и монарха. И актёрство для Валерия Ивченко не просто профессия, но ещё ответственность, миссия, привилегия.
Холодный имперский город после родного Киева с его живописными берегами, в далеком 82-м году не приглянулся гастролирующему артисту. Валерий Ивченко впервые приехал в Петербург с театром Ивана Франко.
В БДТ Валерий Ивченко дебютировал в «Смерти Тарелкина». Главная роль в легендарной постановке досталась спонтанно - незадолго до премьеры заболел коллега. После первого спектакля новичок театра заслужил статус универсального актера, способного, как говорили коллеги, не только играть по сценарию с его ювелирными нюансами, но и талантливо импровизировать.
«БДТ называют театром большого стиля, это не только здание, это ощущение, этот город тоже большого стиля, и этот стиль внутри тебя тоже поселяется», – говорит Валерий Ивченко.
Валерий Ивченко рассказывает: годы служения театру воспитали в нем ответственность, в первую очередь, перед зрителем. Прежде чем выходить на сцену, задает себе вопрос – зачем он делает это? И тогда история жизни каждого его героя - становится проповедью. Артист уверен – просто развлекать публику и не вкладывать в это душу - значит предать своего зрителя, загубить актерскую жизнь.
«Это же великая ответственность: каждый вечер тысяча человек слушает тебя, внимает тебе, ты обязан с ними разговаривать очень честно», – считает Валерий Ивченко.
За 30 лет в БДТ Ивченко сыграл десятки громких ролей. Андрей Буслай, Глумов, Сатин. Одна из любимых – Борис Годунов, она открыла для артиста мощный, зрелый театр. За этой ролью последовали Капитан Шотовер – «Дом, где разбиваются сердца», Аким «Власть тьмы», «Дон Карлос» Шиллера – образы, которые не просто требуют от артиста мастерства - вся жизнь умещается в такие роли.
«Это человек, который уже как бы выпрыгнул за рамки профессии, – говорит художественный руководитель Большого драматического театра имени Г.А. Товстоногова Андрей Могучий. – Я знаю несколько таких людей, когда со мной уже говорит не персонаж, а человек, который делится со мной своей болью. Я уже не понимаю, театр ли это»,
По образованию Ивченко – еще и режиссер. Накануне юбилея он написал сценарий своего собственного спектакля – «Ниневия». Это история на основе рассказа Чехова «Тоска» и книги библейского пророка Ионы – в постановке выстраивается тема взаимоотношений человека и Бога. Поставить спектакль автор предложил Андрею Могучему. К творческому вечеру юбиляра в БДТ подготовили эскизы будущей постановки.
Театр, по словам Ивченко, требует полного самоотречения. Войти в роль – значит отдать себя совершенно чужому человеку, говорит актер. Но при этом сохранить способность личного высказывания. Валерий Ивченко уверен: служение сцене – это не просто читка роли, это гибель всерьез. Зритель всегда чувствует лукавство. Потому высшая награда для артиста – тишина после спектакля.
«Ты сидишь на сцене, опустошенный после сложной роли, зрители сидят, мы смотрим друг на друга и молчим, – говорит Валерий Ивченко. – Это чудо незабываемое. Это то, ради чего, как говорил Белинский, можно прийти, жить и умереть в театре».