В Театре имени Моссовета прошла премьера "Римской комедии"
В театре имени Моссовета премьера. «Римская комедия» по пьесе Леонида Зорина. Это произведение, почти революционное для своего времени, для 60-х годов, ставили всего дважды. В Ленинграде в Большом драматическом театре постановку запретили после первого показа. В московском Театре имени Вахтангова судьба пьесы была более счастливой – спектакль шёл четыре сезона. Потом и другие режиссёры пытались взяться за эту пьесу, но, по тем или иным причинам, безуспешно. Павел Хомский решил, что время для вечного города и вечных конфликтов снова наступило.
Мегаполис, центр огромной страны. Достойные граждане с удовлетворением следят за возвышением столицы. Истинный сын Рима получил новое назначение. Почтенный поэт увенчан лаврами. Пафос официального языка и лицемерен, и абсурден. От текста «Римской комедии» – и тошно, и смешно.
«Комедия – это слово такое, широкое. «Горе от ума» ведь тоже комедия. Хотя это глубокое и серьезное произведение, драматическое. Это в широком смысле. Это как «Божественная комедия» Данте, как комедия – то, что написал Бальзак в серии своих романов. Комедия – это взгляд», – поясняет народный артист РСФСР Павел Хомский.
Классик второй половины ХХ века Леонид Зорин написал "Римскую комедию" в 1965-м. Изображал античность, имел в виду свою эпоху, вывел универсальные категории. Правители стремятся к полноте власти. Поэты – к полноте правды.
«У него обострённое чувство правды. Не какое-то сверхъестественное, а нормальное, человеческое. У большинства – утраченное. Вот и всё. А он сохранил его. И чувство правды диктует поступать так, а не иначе», – говорит о персонаже народный артист РСФСР Георгий Тараторкин.
Вечный конфликт: власть и интеллигенция. Обе стороны глухи к доводам друг друга. Спорят, доказывают, находят всё новые аргументы, переходят на крик, но не слышат. Виктор Сухоруков, играющий императора, к этой роли подходит то ли с философской глубиной, то ли с детской непосредственностью. Говорит, хочет сыграть так, чтобы образ получился ярким и запомнился публике. Персонаж без ассоциаций, без исторических портретов.
«Мой император будет многоликим. Как хамелеон, оборотень. Моя задача – показать, что власть – она разнообразна. И кнут, и пряник, тюрьма, Чёрное море, круизы, деньги, нищета. Это всё власть. У власти очень много заложено внутри. Они как радуга на небе. Это некая субстанция», – замечает народный артист России Виктор Сухоруков.
Хотя за две тысячи лет немало воды утекло, в театре уверены: историю, произошедшую в Древнем Риме, точно поймут в городе, который некогда называли третьим Римом.