Премьера "Истории Кая и Герды" в Большом театре
В Большом театре состоится премьера оперы для детей. «История Кая и Герды» композитора Сергея Баневича три десятилетия не сходила со сцены Кировского – ныне Мариинского – театра. Теперь она зазвучит и в Москве, в обновленном варианте. Режиссер Дмитрий Белянушкин – выпускник ГИТИСа 2012 года. Стаж небольшой, но опыт уже имеется. В Большом театре он поставил в прошлом году концертную версию оперы «Свадьба Фигаро» Моцарта. В Екатеринбургском оперном сделал музыкальный спектакль к Рождеству. В «Истории Кая и Герды» у Белянушкина преобладают динамизм, красочность и делается попытка разрушить привычные стереотипы.
В зеркалах зла – изнанка жизни: в них отражается все самое дурное. Этого эпизода в опере Сергея Баневича в первой редакции не было. Первоначальная версия была поставлена на сцене Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова в 1980 году. В 1996-м композитор написал второй вариант, именно он стал основой для постановки в Большом: были дописаны эпизоды, добавлены нюансы из сказки Андерсена.
«В каждой его сказке скрыта вторая, потайная, пригодная и для ребёнка и для взрослого. Одно поколение за другим Снежная королева уводит туда, где нет возврата. Спасение хотя бы части людей – в этом был пафос создания этой оперы», – говорит о постановке Сергей Баневич.
Декорации художника Валерия Левенталя могут составить конкуренцию любому современному мультфильму. Пряничные домики, завораживающий замок Снежной королевы, динамичные фокусы и захватывающие спецэффекты. Мир глянцевой красоты показан через образ Снежной королевы, мистической, нереальной; подчеркивает её нечеловеческую природу черный костюм.
«Обычно её представляют в шубе, в белом... Это противоестественно для Снежной королевы, так же, как и для Снегурочки. Ведь холод – это её естественная среда обитания. Это некий символ смерти, статики. И мне бы хотелось, чтобы дети захотели после замка королевы вернуться к бабушке в Оденсе, чтобы брали пример с Герды, которая, несмотря ни на что, благодаря вере, всё проходит», – поясняет режиссер-постановщик Дмитрий Белянушкин.
«Мне было очень интересно работать над этим персонажем, не нужно было что-то придумывать, а просто попытаться прожить то, как она относится к другу, к бабушке», – рассказывает о своей роли исполнительница партии Герды Кристина Мхитарян.
Поработать сразу над тремя образами в опере удалось Николаю Казанскому. Он поёт партию Тролля, северного оленя и Атаманши: «Все эти персонажи такие разные: например, Атаманша – женщина. Исполнить женщину, наверное, интересно, по меньшей мере. Для меня это была возможность попробовать себя в этом амплуа».
«История Кая и Герды» отчасти напоминает «Щелкунчика», оба спектакля – лирические сказки к Рождеству, в которых торжествует любовь, и оба – интересны разным поколениям. Теперь сказка украсит афишу Большого – и это хороший повод прийти в театр всей семьей.