3 февраля 2015, 09:34 3 февраля 2015, 10:34 3 февраля 2015, 11:34 3 февраля 2015, 12:34 3 февраля 2015, 13:34 3 февраля 2015, 14:34 3 февраля 2015, 15:34 3 февраля 2015, 16:34 3 февраля 2015, 17:34 3 февраля 2015, 18:34 3 февраля 2015, 19:34

Музыку новейшего времени исполнили в Московской консерватории

  • Марк Пекарский в жюри XIII Международного телевизионного конкурса юных музыкантов "Щелкунчик". Финал
    Марк Пекарский в жюри XIII Международного телевизионного конкурса юных музыкантов "Щелкунчик". Финал
    Вадим Шульц
  • Картинка
    Музыку новейшего времени исполнили в Московской консерватории
  • Марк Пекарский в жюри XIII Международного телевизионного конкурса юных музыкантов "Щелкунчик". Финал
    Марк Пекарский в жюри XIII Международного телевизионного конкурса юных музыкантов "Щелкунчик". Финал
    Вадим Шульц
В Рахманиновском зале выступили ансамбль солистов "Студия новой музыки" и ансамбль ударных инструментов Марка Пекарского.

В начале ХХ века композитор Александр Скрябин мечтал, чтобы его музыка окрашивала концертный зал в разные цвета. Тогда это казалось утопией. Сейчас – практически обыденность. Но современные молодые композиторы хотят ещё большего. Новая реальность музыки – это синтез звуковых и визуальных Образов, подкреплённый возможностями новых технологий. Доказательством стал концерт «Биомеханика» в столичной консерватории. В Рахманиновском зале выступили ансамбль солистов «Студия новой музыки» и ансамбль ударных инструментов Марка Пекарского.

Современные видеотехнологии в сочетании с электронными сэмплами спросом пользуются немалым; такого ажиотажа в Рахманиновском зале не было давно. Авторы музыкальных новинок – будто экзаменуют солистов, сидят в первом ряду. Не только для контроля звукового, но и визуального. Композитор в наши дни – это не только тот, кто умеет писать ноты.

«Это абсолютно иная эстетическая и практическая категории композиторского искусства, где композитор должен обладать большими знаниями звукорежиссуры, электронными аппаратами, расширении области собственно композиции», – считает композитор Николай Попов.

Микшерский пульт, световые и видео программы, ну, и сам ударник – то, что нужно для исполнения композиции Николая Попова «Артра». Видеоряд создал сербский художник Тодор Пожарев. Каждое изменение тона – новое изображение.

«Пьеса написана к юбилею провала “Весны священной” Стравинского, поэтому в ее основе – цитата из нее, – рассказывает Тодор Пожарев. – Я рисовал на бессознательном уровне, сначала долго слушал эту музыку, полученные ассоциации зарисовывал, затем сканировал и обрабатывал в графическом редакторе».

Ловкость рук композитора и никаких фокусов: публика слышит лишь фонограмму и отдельные сэмплы, а совсем не то, что играет ударник.

«Может быть, это была иллюзия, это значит автор – экстра-класса, если он меня обманул», – признается Марк Пекарский.

Соотношение воображаемого и реального – сюжетная основа каждой второй пьесы в программе. Зеленый свет фантазии дает сочинение Александра Хубеева «Шепот феникса» – ведь никто не знает, как именно он звучит.

«Пьеса построена на игре на струнах альта, – рассказывает композитор, – этот звук – немного металлический – некий шепот, воображаемого».

Немного артистизма в игре – и определенным смыслом наделяется даже перелистывание нот. Смычок при исполнении этого опуса – не нужен, игра – на основе нюансов удара по струнам.

«Уху обывателя это может показаться скрипом, но ведь в палитре скрипов может быть своя музыка? Когда в это погружаешься, чувствуешь себя иначе, мыслишь иначе, можно это артистически оформить», – говорит альтистка Ирина Сопова.

Для восприятия этой музыки нужен не только тонкий слух, но и зоркие глаза, и гибкость сознания. Ирония – в каждом жесте: то ли обращенная к слушателю, то ли к исполнителю, а может и к современной музыкальной действительности, в которой доля гротеска явно присутствует.

Новости культуры

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация