Новые экспонаты пополнили фонды Новгородского музея-заповедника
Фонды Новгородского музея-заповедника пополнились уникальными экспонатами. Самый ценный из них - житийный сборник. Это рукописная книга XVII века с вкладной записью патриарха Никона. Вновь обретённые сокровища раскрыли сотрудникам музея тайны давно прошедших времён.
В фонде библиотеки Новгородского музея-заповедника пополнение: 78 рукописных и старопечатных книг едва умещаются в шкафу весьма солидных размеров. Только сейчас, спустя больше полугода после покупки у столичного коллекционера раритетные издания впервые показывают журналистам. До этого с ними работали биологи: обрабатывали специальным составом против насекомых и чистили каждый лист, убирая накопившуюся пыль веков.
"Они мне показывали вату, которой они проходили по листам, - рассказывает старший научный сотрудник, хранитель фонда рукописных и старопечатных книг Новгородского музея-заповедника Любовь Ерышева. - После трети книги вата уже черная, просто выбрасывается".
Главная ценность в приобретенной коллекции – уникальный пролог середины XVII века. Эта книга очень напоминает печатную, но, как выясняли специалисты, она рукописная, просто текст предельно аккуратно перенесен с печатного образца.
"Книга в довольно хорошем состоянии, - отмечает Любовь Ерышева. - У нее сохранились обе застежки, что редко бывает. У нее есть жуковины, стойки. Стойки нужны, чтобы книгу ставить и кожа не протиралась".
Уникальность этой книги в том, что по одному слову внизу каждого листа, и так почти на треть тома растянулась вкладная запись патриарха Никона. Пометки свидетельствуют, что житийный сборник – это личный вклад предстоятеля церкви в основанный им же под Москвой Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь. Цитата: "На вечную память ради души своей и в память о родителях". Доподлинно неизвестно, писал ли это Никон собственноручно или же буквы выводил писец по его распоряжению, но само по себе упоминание имени патриарха- реформатора, как поясняют музейные работники, огромная редкость.
"Для нас интересно тем, что это сохранилось. Имя сохранилось, - поясняет хранитель Любовь Ерышева. - Потому что в старообрядческой среде, в которой бытовали в основном эти дореформенные книги, а потом и послереформенные страрообрядцы использовали, они просто вымарывали имя Никона".
В коллекции Новгородского музея-заповедника эта книга стала четвертой вкладной от Никона. Две из них достались в свое время Иверскому монастырю, одна - Софийскому собору. Более того, по ним можно даже проследить карьерный рост иерарха, потому как один из томов он подарил, будучи митрополитом, а три остальные – уже находясь в духовном сане патриарха. Впрочем, музейные работники настаивают, что не менее интересны и другие книги приобретенной в столице коллекции, прежде всего, рукописные. Во время проведения положенной в таких случаях экспертизы в ведущих научных центрах Москвы их сотрудники удивлялись ценности экспонатов и с некоторым сожалением утверждали, что такие новинки, если так уместно окрестить издания XVI - XVIII веков, пришлись бы кстати и в крупнейших музеях страны. Работники Новгородского музея-заповедника готовы поделиться своей радостью и планируют показать новую коллекцию книг не только журналистам, но и всем желающим уже в этом году.