Выставка "Великие модернисты. Революция в искусстве" в мультимедиа-формате
В Москве открылась большая мультимедийная выставка, которая знакомит с искусством рубежа XIX – XX веков. Первый подобный проект – с ожившими полотнами Ван Гога – оказался в числе самых успешных. Над новым работала та же команда. Теперь на огромных экранах оживают картины импрессионистов и модернистов.
Популяризация искусства – по последнему слову техники. Успех Ван Гога в широкополосном формате вдохновил на создание постоянной площадки для таких выставок. В Центре дизайна ARTPLAY открылась самая большая в России мультимедийная выставочная площадка.
«Нашей молодежи тяжело смотреть на неподвижную картинку. И восприятие искусства – это определенная работа, которая требует как бэкграунда и образования, так и просто некоего умения смотреть. Для тех, кому лениво вникать в произведение или кто этого не умеет – это первый шаг», – поясняет организатор выставки Сергей Десятов.
Площадка стартует, представляя сразу два проекта. Импрессионизм и модернизм. Выставка «От Моне до Сезана» – девять главных импрессионистов. Экраны размещены под разными углами. Метафора многогранности творений гениев – и возможность оказаться внутри картины. Зрительные впечатления дополняют музыкальные классики – Чайковский, Дебюсси, Равель. Музыка – современная полотнам.
Отдельное пространство отдано модерну. Этот супрематический гроб – воплощение идеи Малевича. Организаторы понимают – поймут не все. Проект рассчитан на самого широкого зрителя, и его к восприятию авангарда готовят. Своеобразный ликбез.
«В аванзале вы можете увидеть разные жанры живописи, разложенные по направлениям и по годам. Если пройдете вдоль них, они устроены фактически как раскадровка. Вы можете просмотреть их как фильм – как развивалась живопись от фигуратива до полной абстракции», – рассказывает куратор Яша Яворская.
Лента, в которой кадры – хрестоматийные полотна. Попытка доступно объяснить, как и почему от реалистических пейзажей художники дошли до Черного квадрата. Потомки Малевича популяризацию художника одобряют.
«Я считаю, надо создать учебник русского авангарда. Начиная с детского возраста, чтобы дети понимали уже, что такое классическое искусство, что такое супрематизм. Надо людей учить», – говорит потомок художника Станислав Богданов.
На этой выставке – творчество модернистов. Гоген, Климт, Мунк, Модильяни, Кандинский, Малевич – всего девять короткометражных фильмов. Трёхмерный мир по мотивам хрестоматийных произведений.
Тот случай, когда о выставке логично говорить в цифрах. В экспозиции «Великие модернисты» представляется около 1000 полотен. Это картины более чем из 20 музеев мира. Выставка занимает 2000 квадратных метров. А общая площадь экранов – 1000 квадратных метров. Создатели проекта уверены, для такого формата размах имеет значение.
Это, конечно, популярный вариант искусства. Остаться с картиной наедине, ощутить личную связь с художником тут не получится. Сами создатели называют проект не выставкой – мультимедийным шоу. А в шоу – свои особенности жанра.