13 февраля 2015, 10:07 13 февраля 2015, 11:07 13 февраля 2015, 12:07 13 февраля 2015, 13:07 13 февраля 2015, 14:07 13 февраля 2015, 15:07 13 февраля 2015, 16:07 13 февраля 2015, 17:07 13 февраля 2015, 18:07 13 февраля 2015, 19:07 13 февраля 2015, 20:07

В Воронеже отливают звонницу для храма в Бахчисарае

  • В Воронеже отливают звонницу  для храма в Бахчисарае
  • Картинка
    В Воронеже отливают звонницу для храма в Бахчисарае
  • В Воронеже отливают звонницу  для храма в Бахчисарае
В разных странах существуют свои секреты и особенности не только изготовления колоколов, но и их формы. Колокольной геометрией в России в совершенстве владеют воронежские мастера. На одном из заводов сейчас идёт работа над ансамблем для храма в Бахчисарае. Уже готов главный голос крымской звонницы – благовест. Как работали над его украшением, и почему литейщики ориентируются на лунный календарь, – узнали «Новости культуры».

Колокол считается одним из самых древних музыкальных инструментов. Причем в разных странах существуют свои секреты и особенности не только изготовления колоколов, но и их формы. Колокольной геометрией в России в совершенстве владеют воронежские мастера. На одном из заводов сейчас идёт работа над ансамблем для храма в Бахчисарае. Уже готов главный голос крымской звонницы – благовест. Как работали над его украшением, и почему литейщики ориентируются на лунный календарь, – узнали  «Новости культуры». 

На заводе, больше похожем на ремесленную мастерскую, чем современное производство, пахнет топленым воском. В глубокой яме под пленкой - двухметровая модель - точная копия будущего 6-тонного колокола. Ее держат в тепле, чтобы воск не потрескался. Здесь форму украшают, «наряжают», как говорят сами декораторы. Все изображения и текст создают отдельно, затем прикрепляют на поверхность. Работа медленная и очень кропотливая - на нем пять икон и почти полтысячи мелких букв.

«Воск – материал капризный, после прикосновения паяльника образуются борозды разные, которые нужно зачищать, чтобы стык был аккуратно ровный. Все будет то же самое в металле, поэтому нужно делать аккуратно. На воске еще можно что-то исправить, на металле уже ничего не исправишь», - говорит художник-оформитель Вадим Марченко.

Затем модель накрывают металлической формой, а внутрь заливают специальную пастообразную смесь. Когда застынет, она в точности повторит мельчайшие детали изображений. После воск расплавят, а в образовавшийся проем зальют металл.

К заливке колокола начинают готовиться за несколько дней. Сначала загружают в печь слитки – это медь и олово. Обязательно в пропорции 4 к 1 – иначе металл будет звучать не мелодично. Раскалять печь начинают с раннего утра - для того, чтобы металл расплавился, потребуется как минимум 5-6часов. Это при том, что внутри температура не меньше 1000 градусов.

В древности это считалось почти колдовским занятием. И сейчас на производстве есть такие приметы, которые объяснить практически невозможно. Например, рабочие стараются не работать по понедельникам, не бреют бороды в день заливки. А колокол, сделанный в полнолуние, говорят, звучит хуже.

«Есть определенные фазы луны, при которых нежелательно плавить. При полнолунии вообще не понятно, что может получиться. Есть забавные традиции, когда говорят, что во время отливки надо бесов в сторону уводить. А для этого, что делали раньше литейщики? Они распускали разные небылицы, и поэтому оттуда, издревле, так и повелась поговорка «Колокола лить», то есть говорить неправду», - объясняет директор колокололитейного завода Валерий Анисимов.

Между тем, цех наполняется запахом раскаленного металла – его тщательно перемешивают (кстати, обязательно березовым колом). Затем начинается самый завораживающий этап.

Форма постепенно наполняется раскаленным сплавом. На это требуется около 10 минут. Как только бронзовая смесь застынет, железный колпак снимут, и колокол начнет остывать. Он будет горячим еще пару дней. После останется зачистить дефекты, придать поверхности блеск и проверить звучание.
 

Новости культуры

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация