Актуальные проблемы художественного образования на академическом уровне
Современный арт-рынок не может похвастаться переизбытком количества выпускников российских художественных вузов. Истоки этой проблемы, по мнению многих экспертов, в самой концепции образования. О необходимых изменениях сегодня шла речь в Российской академии художеств. Для академиков подобные встречи в первой декаде декабря стали традицией – именно в эти дни проходит ежегодная выставка дипломных работ молодых художников. Рассказывают "Новости культуры".
На фоне дипломных работ выпускников художественных вузов академики Академии художеств ведут совсем не искусствоведческий разговор. Тема этой встречи – проблемы художественного образования и судьба молодых художников. Обычно проблемы у них начинаются, как только заканчивается учеба, ведь они остаются предоставлены сами себе. Оборотная сторона полной свободы – полное отсутствие государственной заботы.
"Сейчас художник, бесправный. Он не имеет трудовой книжки, если работает по договору, и не имеет права на пенсию", – говорит ректор Государственного академического художественного института имени Сурикова Анатолий Любавин.
Художники старшего поколения не скрывают ностальгии: были государственные закупки, заказы от художественного фонда, направления на работу. Сегодня инструментов поддержки совсем немного. Отличникам учебы помогает Союз художников, Академия набирает в творческие мастерские – там продолжается и учеба и стипендия. Но специалисты уверены: этого не достаточно. На кону не просто конкретные творческие биографии – судьба академической школы.
"Молодые художники, чтобы выжить, будут за бесценок, на потребу разному зрителю, разному покупателю продавать свои произведения. Ну а расхожая сентенция – кто платит, тот и музыку заказывает. А мы не знаем, каков уровень вкусов. Уровень искусства, который мы исповедуем в наших художественных вузах, он будет просто неминуемо падать", – утверждает вице-президент Академии художеств по образованию Лев Шепелев.
Еще острее стоит проблема с художниками прикладных направлений. В 1990-е закрылись многие производства. Как следствие – учебные заведения прекратили выпуск мастеров-исполнителей. В том числе и по этой причине многие традиционные промыслы просто исчезают.
"Работаем сейчас, чтобы создать при Суриковском институте исполнительский творческий институт. Уже все подписали, осталось последняя подпись в Минфине", – заверяет президент Российской академии художеств Зураб Церетели.
В Академии считают, это во многом решит проблему исчезновения гончаров, кузнецов, стеклодувов, мастеров резьбы. Эксперты уверены: чтобы ответить на остальные нетворческие вопросы творческих людей, кроме господдержки и финансовой помощи нужны нестандартные подходы.
Новости культуры