Комедийный балет Вячеслава Самодурова открыл сезон "Золотой маски"
Минувшим вечером в свой поход за славой отправился Екатеринбургский театр оперы и балета – балетом «Аморе Буффо» открылся сезон «Золотой маски». Дебют хореографа Вячеслава Самодурова в «полном метре» представлен сразу в пяти номинациях: лучший балет, работа балетмейстера, мужская роль в балете (Андрей Сорокин), женская роль в балете (Елена Воробьева), лучшая работа дирижера (Павел Клининчев, который, кстати, номинирован и на «Маску» для оперных дирижеров).
Спектакль стал премьерой под занавес юбилейного, сотого сезона Екатеринбургского театра. «Любовный напиток» Доницетти из оперы превратился в балет. Худрук екатеринбургской труппы слегка переписал либретто и перенес действие в декорации современного города.
«Привнеся в спектакль урбанистические элементы, мы хотели передать неповторимую атмосферу Лондона», - говорит о результате совместной работой с художником-постановщиком Энтони Макилуэйном Вячеслав Самодуров.
Сценическое решение выглядит компромиссом между классикой и современностью. «Архитектурная фантазия», изображающая не то парковку, не то еще какое-то городское пространство, притягивает внимание яркими граффити, а артисты балета берут в руки баллончики с краской. На этом приметы современности (если не считать дредов на голове Шарлатана, снабжающего «любовным зельем» Неморино – Андрея Сорокина) заканчиваются. Костюмы, предложенные Эллен Батлер, выглядят осторожным смешением эпох, обновленной классикой, ничуть не «буффо».
«Буффо» в этом балете – Амур и его свита из трех подручных и колоритного Пегаса (исполнители партий передних и задних ног обозначены в программках отдельно). Собственно, с Амура все и начинается. Подслеповатый престарелый стрелок, страдающий от одиночества, радикулита и алкоголизма, промахивается и попадает в сердце Неморино. Проворная Адина (Елена Воробьева) успешно уворачивается от стрел, Неморино остается рассчитывать на собственное обаяние и помощь любовного зелья.
Андрей Сорокин, знакомый зрителям телеканала «Россия К» по участию в проекте «Большой балет», танцует легко и беззаботно. Глядя на него невольно вспоминаешь слово «повеса». Его герой находится либо в любовной горячке, либо в состоянии алкогольного опьянения различных степеней легкости, что, впрочем, не мешает Сорокину менять краски с комедийных на глубоко лиричные в финальном дуэте.
Вячеслав Самодуров поставил хоть и современный, но вполне классический балет. Плотный хореографический текст требует от артистов виртуозного владения мелкой техникой, и далеко не всем это дается одинаково легко. Впрочем, на московской премьере возникало ощущение, что труппа самоотверженно борется с Новой сценой Большого театра: уральцам было тесновато. Новая сцена Большого на четыре с лишним метра уже сцены в Екатеринбурге, а в массовых сценах «Amore Buffo» задействовано около 40 человек.
«Amore Buffo» без буффонады. Знакомая оперная музыка, как оказалось, отлично подходящая для балета. Наконец, современный, да еще и комедийный балет, который выглядит как классический. Все это озадачило столичную публику, но вердикт, вынесенный зрителями, был недвусмысленным – «браво». Согласится ли с такой оценкой фестивальное жюри, узнаем в середине марта, когда будут объявлены победители «Золотой маски. Пока же столичные балетоманы предвкушают встречу с «Роденом» Бориса Эйфмана.
Татьяна Алдошина
tvkultura.ru