Путешествие к истокам – на фестивале "Золотая маска"
Новосибирский театр оперы и балета привез в Москву, на «Золотую маску», собственную «Весну священную». Балет на музыку Стравинского претендует на три номинации. Авторы новосибирской постановки решили отдать дань самой первой версии спектакля, который в прошлом году отметил 100-летие, – и добавить свои знания об истоках цивилизаций. Рассказывают «Новости культуры».
В прошлом году в Большом театре повидали не одну «Весну священную». На фестивале, которым широко отмечали 100-летие со дня первого парижского показа легендарного балета Нижинского. В этом году на «Золотую маску» претендуют сразу несколько версий балета. Одну из них – сюда из Новосибирска привез хореограф Патрик де Бана.
Один создателей проекта «Короли танца», Патрик впервые поработал с российской труппой. И сразу попал в список номинантов «Золотой маски». Ученик Джона Ноймайера, Мориса Бежара и Начо Дуато уверен – это заслуга всех ребят из сибирского театра!
«Часть моего сердца навсегда осталась в Новосибирске, – признается Патрик де Бана. – Я абсолютно честно говорю! Эти новосибирские танцоры невероятны! Поймите, больше ни с кем в мире я бы не смог поставить такой балет!»
Бонус и прелюдия к его «Весне священной» – «Свадебка». Сцены с пением и музыкой на народные тексты из собраний Киреевского. Даны будто для контраста. Ведь никаких «айлюли», «ягодок» и «настасьюшек» в балете нет. Патрик де Бана за основу своей «Весны…» взял африканскую легенду о жертвоприношении. Эту постановку называет «зовом крови», «возвращением к корням». Ведь лишь наполовину хореограф немец. Его отец – родом из Нигерии.
«В племени йорубо шаманы распространяли поверье, согласно которому рождение близнецов – дурное предзнаменование, – рассказывает Патрик де Бана. – И обоих детей приносили в жертву. Потому что говорили, что женщина в момент зачатия находилась и со своим мужем, и со злым духом, дьяволом».
Анна Одинцова за эту партию проклятой и затравленной сестры номинирована на «Золотую маску». Её танец – ожившая наскальная живопись. Сочетает и магические камлания, и трагический полет в объятья к брату, которому уготовлена та же участь. Балерина говорит эти образы рождались прежде всего из бесед с Патриком де Бана.
«Он очень много историй рассказывает, такой интеллектуальный балетмейстер, поразительно, – говорит ведущая солистка балета Анна Одинцова. – Очень много предысторий, каких-то пророчеств, притч, сказок. Очень много эпитетов. То есть, столько всего. Прежде всего, мы воспринимали на слух, а потом пропускали через тело».
Век назад «Весна священная» провалилась, и Сергей Дягилев тогда говорил: «Это настоящая победа! Пускай себе свистят и беснуются! Внутренне они уже чувствуют ценность, и свистит только условная маска». Сегодня мы лишь гадаем, окажется ли «Золотая маска» в руках создателей такой виртуозной версии этого балета.
Новости культуры