«Белый квадрат» - премия за лучшую операторскую работу
В столичном Музыкальном театре имени Натальи Сац 7 апреля вручали премию, которая уже десять лет присуждается за лучшую операторскую работу в полнометражном художественном фильме. Её название - «Белый квадрат». Если бы это был белый прямоугольник, то это бы напрямую указывало на экран кинотеатра, если голубой – на экран телевизора. Чёрный круг – на объектив, белый – на стёкла софитов. Чёрный квадрат по понятным причинам не рассматривается, а вот белый, если это и экран, то непривычный, уникальный, редкий, как белая ворона. Рассказывают «Новости культуры».
Оператор - профессия, с которой когда-то начался кинематограф. Именно они переносят на белый квадрат экрана замыслы режиссеров. Эта церемония - едва ли не единственный вечер в году, когда операторы появляются по другую сторону камеры.
В Театре Сац - едва ли не все мастера большого кино. Пришли поболеть и за своих друзей, и за профессию. «Пришел на праздник который всегда случается на этой замечательной премии. Она по-своему уникальна, потому что она по-своему демократична. Она открыта, значит, мнение зала абсолютно, и праздник всеобщий», - отметил народный артист РФ Вадим Абдрашитов.
Выбирать лучшую работу оператора в полнометражном игровом фильме за минувший год жюри было непросто. Главные критерии отбора - профессионализм и красота выставленного кадра. «У нас была лютая битва, надо сказать, нас уже организаторы просто на последних минутах фактически вынимали. Ккартины очень разные, очень достойные», - рассказывает председатель жюри Владимир Климов.
В финале - великолепная пятерка признанных мастеров. Некоторые уже номинировались не раз или получали «Белые квадраты». «У меня 6 номинаций до этого и 2 «Белых квадрата». Это признание профессионалов, это главная премия страны для оператора», - убежден оператор, номинант премии Сергей Мачильский.
Вместе с Сергеем Мачильским, который на этот раз номинирован за фильм «Зеркала», на звание лучшего претендуют: Ирек Хартович за «Легенду 17», Олег Лукичёв с картиной «Иван, сын Амира», Шандор Беркеши за фильм «Небесные жены луговых мари» и Владимир Башта за ленту «Географ глобус пропил».
«Фильм доставил огромное удовольствие. Я очень счастлив, что он в моей жизни состоялся. Работать никогда не легко, всегда сложно, всегда это сопряжено с нервами, неизвестностью, когда получается это счастье», - считает оператор, номинант Владимир Башта.
Церемонию вручения «Белого квадрата» любят еще и за то, что она очень коротка. По сути, всего две номинации. Вначале награждают Валерия Шувалова «за вклад в кинооператорское искусство». И лишь затем вскрывают заветный конверт. Лучшим стал Олег Лукичёв. «Немножко ожидал, честно говоря, - признается оператор, лауреат премии Олег Лукичев. - Потому что участвовал в нескольких фестивалях, подумал -почему нет? Любой оператор, который снимает, надеется. Работать с режиссером в унисон - огромное счастье».
В профессиональных кругах шутят - эта награда весомая во всех смыслах. Тяжесть в несколько килограммов, конечно, служит проверенным «знаком качества». Недаром говорят, что получить «Белый квадрат» для оператора - почти все равно, что взять «Оскар».
Новости культуры
Читайте также: